Мультфильм «Приключения Алёнушки и Ерёмы», вышедший в прокат в конце октября, — первый российский полнометражный анимационный фильм, выполненный в технологии 3D (до сих пор в этой технологии делались только короткометражные фильмы и не снискавший большой популярности сериал «Дятловы», ни одна из предыдущих попыток полного метра не была доведена до конца). От прокатной судьбы этой сказки во многом зависит будущее этого направления в России: производство «объёмных» мультфильмов всё же очень «ёмко» в финансовом плане, и риск довольно велик. Мультфильм делался очень долго: решение о его создании было принято за день до нового, 2005 года, а окончательный вариант сценария утверждён летом 2006-го.
Жанр «Приключений» тради-ционен для современной анимации: это сказочный мюзикл. Главный герой говорит и поёт голосом звезды популярного мюзикла Notre Dame de Paris Антона Ма-карского, остальные роли озвучивают известные, но ранее не замеченные в музыкальном жанре артисты: Инна Гомес, Александр Ревва, Сергей Чонишвили и даже Рената Литвинова, чьё имя в соче-тании с жанром уже настраивает на весёлый лад. (По словам режиссёра-постановщика Георгия Гитиса, большинство артистов оз-вучки было выбрано без кастинга, что называется, по совокупности имеющихся заслуг.) Несмотря на то, что мультфильм делался по американской технологии — то есть сначала записывалась фонограмма, а потом рисовалась картинка, герои и их «голоса» не всегда схожи портретно, что довольно часто бывает при таком порядке производства (Ерёма вообще блондин в отличие от жгучего брюнета Макарского).
Сюжет мультфильма использует мотивы русских народных сказок, однако герои говорят современным языком (никаких «ой ты, гой еси!») и время от времени носят вполне современную одежду, а синопсис предусмотрительно определяет хронотоп: «Русь. Времена неизвестны». Временами сочетание выглядит эклектичным или попросту странноватым, особенно когда в речи проскакивает что-то вроде «круто» (а на официальном сайте мультфильма встречается эффектное, но всё же, хоть ты тресни, не сказочное слово «пиндохрюк»). Реальность героев какая-то условная, в неё глубоко не погружается не только зритель, но и сами персонажи словно просто приехали в прошлое погостить. От этого возникает ощущение то ли капустника, то ли чего-то вроде шоу «Старые песни о главном» (впрочем, по словам Георгия Гитиса, создатели и делали что-то вроде современного лубка). «Приключения» рассчитаны на всю семью, поэтому в фильме есть шутки для разного возраста (особенно веселят сценариста клише жанра, которым он тем не менее следует). При этом ни одной шутки в стиле «А сейчас, дети, закрыли уши!» в фильме нет, даже дощатую будку «типа сортир» называют уважительно «уборная», кроме, пожалуй, одного момента (уж очень двусмысленно Ерёма падает на Алёнушку), однако неплохие гэги иногда не очень удачно соединены между собой. Кроме того, встречаются в сюжете и мелкие несоответствия: явн^1й рокер Ерёма неожиданно исполняет рэп. Кроме того, авторы попросту забыли в финале вставить анонс второй серии, и если не знать, что она будет (а большинство зрителей не знает), то развязка выглядит так, как будто история просто надоела авторам, и они решили побыстрее от неё отвязаться.Наиболее спорным моментом фильма является 3D-графика, именно с нею связано большинство недочётов картины. Красочн^хм и симпатичным внешне героям не хватает живости, и они не всегда тщательно прорисованы. Случается, что они не ходят, а парят над землёй, не перебирая при этом ногами, кое у кого пластика заводной игрушки, а у деревенских тётушек, задействованных в массовых сценах, нижних конечностей под длинными сарафанами вообще нет, аниматоры экономили то ли время, то ли усилия. Некоторые сцены выглядят явной пародией на «Шрэка», притом что история зе-лёного великана сама по себе является пародией на голливудские клише: прямо постмодернизм какой-то. Впрочем, того, что можно назвать постмодерном, в фильме вообще довольно много, при желании можно найти цитаты как из «Ёжика в тумане», так и из классической русской литературы.
В целом первый блин отечественной 3D мультипликации не то чтобы уж совсем комом, а так — слегка не пропечён, но остаётся надежда, что к выпуску второй серии создатели освоятся с незнакомой «плитой».