От школьных учебников к национальной безопасности
Недавно в Совете Федерации состоялись парламентские слушания, на которых о судьбе российского учебника говорили учёные, педагоги-практики, руководители органов управления образованием, представители Министерства образования и науки, а также генеральные директора крупных издательств, выпускающих учебную литературу.
«Большинство школьных учебников не выдерживают никакой критики» – такими словами спикер Совета Федерации Сергей Миронов открыл парламентские слушания, посвящённые роли и задачам государства в создании эффективной системы контроля за качеством учебников.
В советское время к созданию учебной литературы привлекались ведущие учёные страны, существовала государственная система апробации и бесплатное обеспечение школьников учебниками за счёт бюджета. Потом государство ушло из образования, и на страну обрушилось «цунами» под названием «вариативность учебников», с которой теперь, как считают участники парламентских слушаний, нужно бороться.
Что такое современный школьный учебник? На страницах учебного издания для первоклашек авторы, например, с лёгкостью оперируют терминами «симфоническая полмография» и «симфоническая полмофония». В учебнике по русскому языку для детей постарше даётся классификация союзов, которые, как оказывается, бывают вредные и безвредные. А с обложки учебного издания по предмету «Окружающий мир» смотрит сидящий на дереве синий пингвин с четырьмя пальцами в полоску... Одним словом, о качестве учебной литературы говорить сегодня не приходится.
«А ведь это вопрос национальной безопасности», – заявил на слушаниях Сергей Миронов.
Он отметил, что в современных школьных учебниках большое количество орфографических и стилистических ошибок. К тому же на страницах книг по истории ведётся целенаправленная кампания по преуменьшению значимости вклада Советского Союза в победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Всё это, по словам С. Миронова, формирует искажённое мировоззрение у обучающихся.
Вопроса проведения экспертизы коснулся директор Департамента государственной политики в образовании И.И. Калина. Он заявил, что за последние годы (а с 2005 года экспертиза проводится экспертными организациями, прежде всего Российской академией наук и Российской академией образования) требовательность экспертизы к содержанию школьных учебников намного возросла.
Поднимался вопрос и о дополнительной школьной литературе. Речь шла об учебных пособиях: всевозможных тетрадях, атласах, хрестоматиях, задачниках и др. Выбор пособия для учеников – вопрос профессиональной ответственности педагогов: в дополнительной литературе, попадающей в школу, содержится особенно много ошибок, поскольку её зачастую издают случайные издательства, которые не специализируются на выпуске учебников.
Педагоги-практики говорили, что роль школы за последние годы изменилась. Если раньше она была основным источником формирования мировоззрения подрастающего поколения, то сегодня школа – единственный социальный институт, который может хоть как-то компенсировать тот урон, который наносится убеждениям молодых людей (в частности, средствами массовой информации). Поэтому предлагали и вовсе разработать новые учебники.
В современных учебниках нередко научная составляющая граничит с развлекательностью и ложно понятой занимательностью, которые, по мнению многих экспертов, мешают изучению того или иного предмета.
На слушаниях было решено внести ряд изменений в действующее законодательство, касающихся контроля за качеством учебников. Прежде всего это привлечение к экспертизе, кроме специалистов Российской академии наук и Российской академии образования, представителей научно-педагогической общественности, включая ведущих педагогов, учителей-практиков, директоров школ, а также ветеранов Великой Отечественной войны, известных общественных и политических деятелей. Во-вторых, установление порядка грифования учебников. В-третьих, внесение изменения в статью 164 части 2 Налогового кодекса РФ, устанавливающего ставку НДС в размере 10 процентов на учебную продукцию на электронных носителях, и др.
С кого же спрашивать сегодня за качество учебников, попадающих в школы? Пока не понятно. Персонально за процедуру экспертизы отвечает Департамент государственной политики в образовании. За то, как она будет выполнена, – руководители экспертных организаций. А за качество подаваемых на экспертизу учебников – издательство. В итоге оказывается, спрашивать-то не с кого...