Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пингвин с четырьмя пальцами

01 января 2007

ПОУЧИМСЯ!

От школьных учебников к национальной безопасности

Недавно в Совете Федерации состоялись парламентские слушания, на которых о судьбе российского учебника говорили учёные, педагоги-практики, руководители органов управления образованием, представители Министерства образования и науки, а также генеральные директора крупных издательств, выпускающих учебную литературу.

«Большинство школьных учебников не выдерживают никакой критики» – такими словами спикер Совета Федерации Сергей Миронов открыл парламентские слушания, посвящённые роли и задачам государства в создании эффективной системы контроля за качеством учебников.

В советское время к созданию учебной литературы привлекались ведущие учёные страны, существовала государственная система апробации и бесплатное обеспечение школьников учебниками за счёт бюджета. Потом государство ушло из образования, и на страну обрушилось «цунами» под названием «вариативность учебников», с которой теперь, как считают участники парламентских слушаний, нужно бороться.
Что такое современный школьный учебник? На страницах учебного издания для первоклашек авторы, например, с лёгкостью оперируют терминами «симфоническая полмография» и «симфоническая полмофония». В учебнике по русскому языку для детей постарше даётся классификация союзов, которые, как оказывается, бывают вредные и безвредные. А с обложки учебного издания по предмету «Окружающий мир» смотрит сидящий на дереве синий пингвин с четырьмя пальцами в полоску... Одним словом, о качестве учебной литературы говорить сегодня не приходится.
«А ведь это вопрос национальной безопасности», – заявил на слушаниях Сергей Миронов.
Он отметил, что в современных школьных учебниках большое количество орфографических и стилистических ошибок. К тому же на страницах книг по истории ведётся целенаправленная кампания по преуменьшению значимости вклада Советского Союза в победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Всё это, по словам С. Миронова, формирует искажённое мировоззрение у обучающихся.
Вопроса проведения экспертизы коснулся директор Департамента государственной политики в образовании И.И. Калина. Он заявил, что за последние годы (а с 2005 года экспертиза проводится экспертными организациями, прежде всего Российской академией наук и Российской академией образования) требовательность экспертизы к содержанию школьных учебников намного возросла.
Поднимался вопрос и о дополнительной школьной литературе. Речь шла об учебных пособиях: всевозможных тетрадях, атласах, хрестоматиях, задачниках и др. Выбор пособия для учеников – вопрос профессиональной ответственности педагогов: в дополнительной литературе, попадающей в школу, содержится особенно много ошибок, поскольку её зачастую издают случайные издательства, которые не специализируются на выпуске учебников.
Педагоги-практики говорили, что роль школы за последние годы изменилась. Если раньше она была основным источником формирования мировоззрения подрастающего поколения, то сегодня школа – единственный социальный институт, который может хоть как-то компенсировать тот урон, который наносится убеждениям молодых людей (в частности, средствами массовой информации). Поэтому предлагали и вовсе разработать новые учебники.
В современных учебниках нередко научная составляющая граничит с развлекательностью и ложно понятой занимательностью, которые, по мнению многих экспертов, мешают изучению того или иного предмета.
На слушаниях было решено внести ряд изменений в действующее законодательство, касающихся контроля за качеством учебников. Прежде всего это привлечение к экспертизе, кроме специалистов Российской академии наук и Российской академии образования, представителей научно-педагогической общественности, включая ведущих педагогов, учителей-практиков, директоров школ, а также ветеранов Великой Отечественной войны, известных общественных и политических деятелей. Во-вторых, установление порядка грифования учебников. В-третьих, внесение изменения в статью 164 части 2 Налогового кодекса РФ, устанавливающего ставку НДС в размере 10 процентов на учебную продукцию на электронных носителях, и др.
С кого же спрашивать сегодня за качество учебников, попадающих в школы? Пока не понятно. Персонально за процедуру экспертизы отвечает Департамент государственной политики в образовании. За то, как она будет выполнена, – руководители экспертных организаций. А за качество подаваемых на экспертизу учебников – издательство. В итоге оказывается, спрашивать-то не с кого... 

Валентина ВЛАДИМИРОВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS