Столичные власти одержали новую победу в деле очищения поймы реки Москвы от деревянных «поплавков», опасных для судоходства и экологии города
В соответствии с решением Департамента жилищного хозяйства и благоустройства города отбуксированы на временную охраняемую стоянку два дебаркадера (так называются плавучие пристани), которые были пришвартованы в районе Карамышевской набережной. Один из них находился в аварийном состоянии, другой принадлежал ГУ НПО «Специальная техника и связь» и представлял собой плавучий двухэтажный дом. Как пояснил генеральный директор ГУП «Мосводосток» Константин Ишханян, «оба дебаркадера отбуксированы с согласия их владельцев».
Недавно были разобраны свайные причальные стенки ЗАО «Ветеран», разобран аварийный затопленный дебаркадер в Строгинской пойме. Там же в настоящее время поднимают ещё один полузатопленный дебаркадер.
Очередная победа в «войне» против дебаркадеров далась непросто. Ей предшествовали затяжные «окопные бои» в судебных инстанциях и разных ведомствах. И лишь когда межведомственная комиссия в ходе проверок выявила отсутствие у владельцев регистрационных документов и договоров на водопользование, незадачливым коммерсантам ничего не оставалось, как выбросить белый флаг поражения. Хотя до этого их не смущало то, что сооружения загрязняли берега природно-исторического парка «Москворецкий», находясь в водоохранной зоне Москвы-реки и превращая заповедник в сточную яму.
Более того, «капитанов» полузатонувших шхун не интересует, имеет ли город технические возможности подключения их к инженерным сетям, и без того работающим с перегрузкой. А это повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций, в том числе с возможным загрязнением реки. В немалой степени «поплавки» препятствуют развитию инфраструктуры водного транспорта, мешают движению катеров. Они не позволяют швартоваться прогулочным катерам, так как заняли все линии наиболее удачных подъездов к парапетам набережных.
Специалисты предсказывают, что обилие дебаркадеров способно превратить Москву-реку в одну большую пробку и закупорить Мосводоканал. А это недопустимо. Акватория реки является основной магистралью водного транспорта столицы, которая в перспективе может значительно разгрузить городские улицы от пробок. К примеру, уже принята концепция развития водного такси.
Кстати, сами по себе дебаркадеры вполне привычны для многих европейских городов, расположенных на берегах крупных рек. Так, во Франции или Голландии такие дома-пристани можно встретить повсеместно. Однако там хозяева пришвартованных навечно барж имеют необходимые договорённости с городскими властями, строго соблюдают санитарные нормы и платят налоги в местный бюджет. Наши же действуют по чисто пиратским законам.
Пик их стихийного нашествия пришёлся на начало 1990-х годов и напоминал налёт флибустьерских шхун на престижные районы столицы. Многие дельцы в те смутные годы за копейки приобретали баржи-развалюхи и, арендовав участки акваторий (также за гроши – рента была в 60 раз дешевле земельной), превращали хлам в предприятия высокодоходного бизнеса. Как считают эксперты, установка дебаркадера оставалась до последнего времени одним из самых дешёвых способов получить пригодную для коммерческого использования недвижимость в центре столицы. Понятно, почему владельцы подают судебные иски, пытаются всячески затянуть процесс очищения берегов и даже предпринимают попытки переиначить закон в свою пользу. Но все попытки коммерсантов спасти свой бизнес, уродующий облик нашей столицы, обречены на провал.