Столичные власти намерены удалить из акватории Москвы-реки все незаконно расположенные в черте города дебаркадеры. Недавно по инициативе московского правительства Росприродонадзором был закрыт четвёртый по счёту плавучий ресторан – на Пушкинской набережной, в районе Андреевского моста. Поводом для столь решительных действий послужило отсутствие у всех четырёх владельцев этих питейных заведений необходимых документов и несоблюдение ими природоохранного законодательства. Все они допускали сброс сточных вод в реку, нанося непоправимый вред экологии.
В ближайшее время предстоит демонтаж и других плавучих увеселительных заведений, незаконно установленных в черте города на Москве-реке.
Нередко, гуляя по набережным Москвы-реки, мы видим эти баржи и суда, приспособленные под рестораны и игорные заведения. Часто их сопровождают запахи подгоревших шашлыков, которые едким дымом распространяются по окрестным кварталам. А вокруг этих «поплавков» – пустые бутылки, окурки, объедки и прочий мусор, загрязняющий реку.
Как стало известно после проверок санитарных служб, владельцы речных заведений не считали нужным подключаться к канализации, а сбрасывали отходы прямо в воду. К тому же обнаружилось, что многие из этих заведений потребляли электроэнергии впятеро больше, чем рестораны, размещаемые на суше. Из-за халатности при использовании линий электропередачи, они нередко становились и виновниками пожаров.
Но кроме действующих ресторанов на воде в последнее время появилось немало заброшенных полузатонувших плавучих платформ, в которых нашли приют бомжи и обитают крысы. Вокруг этих дебаркадеров вода застаивается и постепенно заболачивается.
А ведь и во Франции и Голландии плавучие дома-пристани можно нередко встретить. Однако там они имеют строгое место, определяемое в соответствии с договорённостью их владельцев с городскими властями. У нас же «нашествие» дебаркадеров произошло стихийно, они оккупировали престижные районы столицы вдоль Москвы-реки. Многие дельцы в 1990-е годы, за копейки приватизировавшие старые развалины-баржи и так же дёшево арендовав участки акваторий (рента в 60 раз меньше земельной), превратили их в предприятия высокодоходного бизнеса. Как считают эксперты, установка дебаркадера оставалась до последнего времени одним из самых дешёвых способов получить пригодную для коммерческого использования недвижимость в центре столицы. Затраты на установку одного дебаркадера полезной площадью около 1000 квадратных метров составляют 250 тысяч долларов, стоимость этой площади на земле, используемой, к примеру, под строительство ресторана, обойдётся не менее чем в 3 млн. долларов.
Оказалось, что префектура Центрального округа и Московско-Окское бассейновое управление выдавали разрешения на установку дебаркадеров вплоть до 2049 года практически всем желающим. В общей сложности было оформлено 140 лицензий, хотя большинство из них пока остались нереализованными: сегодня на Москве-реке в городской черте расположено 250 плавучих объектов. Особую же озабоченность столичных властей вызывают 20 дебаркадеров, находящихся в центральной части города. Как утверждает заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Марина Вакула, на сегодня только владельцы 10 дебаркадеров имеют подтверждённые лицензии на право их установки в акватории Москвы-реки. И нет сомнений в том, что пиратское нашествие на наш город вскоре будет отражено.