Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пироги от сапожника

01 января 2007

СТОЛЬНАЯ КНИГА

Борис Проняев. Все музеи Москвы. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. – 384 с. – (Московский путеводитель).

Все музеи Москвы в одном путеводителе – находка для любознательных и непоседливых натур, в представлении которых активный досуг не исчерпывается шопингом и клубингом. Но не спешите радоваться: пользы от этой книги будет гораздо меньше, чем вы рассчитываете. 

Начнём с того, что писал её не искусствовед и не музеевед, что было бы логично, а дилетант-энтузиаст, причём весьма самоуверенный. Путеводитель нужен человеку для того, чтобы определить, стоит ли идти в тот или иной музей. То есть необходима некая лаконичная, но ёмкая статья, дающая чёткое представление о том, что в этом музее можно увидеть. Но для этого составитель книги должен обладать не только энтузиазмом, но и специальными знаниями, каковых у г-на Проняева, к сожалению, нет. Он, как правило, ограничивается собственными впечатлениями от посещения конкретного музея, причём кажется, что передвигался он по музейным залам с крейсерской скоростью: вроде и понимает, что перед ним шедевры или как минимум объекты, достойные внимания, но не то что остановиться – даже притормозить не в состоянии. В крайнем случае сочиняет некую псевдоисторическую новеллу о том, как тот или иной музейный экспонат был создан. Эмоций много, информации явно недостаточно. 

В принципе можно было бы счесть это своеобразным литературным приёмом, если бы, как уши царя Мидаса, не вылезали в самых неподходящих местах свидетельства элементарной необразованности автора. Чем иным можно объяснить присутствие в тексте таких перлов, как «рука, упирающаяся в коринфский орден». Колонны коринфского ордера в античной архитектуре действительно имеют место, а вот были ли в славном городе Коринфе ордена – историкам доподлинно неизвестно. А чего стоит пассаж о скульптурах, найденных «на римской свалке у Колизея» и «вызволенных археологами из эллинских недр»! Автору, вероятно, неизвестно, что эллинами называли себя древние греки, а Колизей выстроили римляне. Правда, тоже древние. 

Допустим, г-н Проняев и вправду не имеет ни малейшего представления о том, чем эллины от римлян отличаются. Но редактор-то в издательстве на что? Уж он-то обязан был внимательнейшим образом проштудировать «нетленку» своего подопечного и исправить все имеющиеся там ляпсусы. Как бы не так! Вот наиболее колоритный пример: в фамилии выдающегося грузинского художника Нико Пиросманашвили допущено сразу две ошибки! 

Грустно, но факт: у редактора большие проблемы не только с историей вообще и с историей искусства в частности. У него проблемы, и немалые, даже со стилистикой: прихожая, которая «водит в репертуар театра»! Интересно, как это у неё получается? Корректору за работу над этим бесподобным путеводителем вообще не стоило зарплату выплачивать. «Ашипок» и «очепяток» в нём гораздо больше, чем это свойственно даже нынешним книгоиздателям, не слишком почтительным по отношению к великому и могучему. Видимо, знаки препинания для него, как и для корректируемого им автора, не существуют в принципе: «прошлое музейной давности о Большом из личного опыта». Впечатляет? Так и хочется позаимствовать у Аркадия Райкина меткое определение – «кроксворд, рекбус». Переворачиваешь последнюю страницу и понимаешь, что сапоги тачал пирожник, пока сапожник у печи стоял. 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS