Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Многоязыкая лира России

Писать для детей трудно

01 января 2007

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005

«Здравствуй, брат, писать очень трудно!» – такими словами, как вспоминает Вениамин Каверин, приветствовали когда-то друг друга его друзья по ленинградскому литературному сообществу «Серапионовы братья». А особенно трудно, добавим мы сегодня, писать – для детей. Поэтому не так уж часто появляются у нас новые книги для юных читателей, способные по глубине вложенных в них мыслей, занимательности повествования и высокому литературному уровню соперничать с книгами Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Агнии Барто и некоторых других мастеров детской литературы. И тем не менее эта «отрасль» литературного творчества не увядает, и время от времени то в России, то в какой-либо из национальных республик появляются сборники стихов и прозы, адресованные молодым читателям.
Вот и в столице Республики Хакасия городе Абакане не так давно увидел свет составленный Ларисой Катаевой и Галиной Казачиновой сборник стихов и рассказов для детей на русском и хакасском языках «Когда я стану волшебником. Читi хыс», в который вошли произведения как взрослых писателей, так и их младших коллег в возрасте от 10 до 18 лет. Книгу открывает давшая ей название повесть, а точнее, как сказано в подзаголовке, – удивительная история семиклассницы Тани Морозовой – «Когда я стану волшебником», рассказанная Юрием Черчинским и на современном жизненном материале поднимающая вопрос об извечной мечте всякого ощущающего себя несчастным ребёнка: в одночасье вдруг превратиться в сказочно богатого, всемогущего и счастливого человека. В этом плане повесть продолжает собой традиции хорошо знакомых всему миру сказок типа «Золушка», «Гадкий утёнок» или «По щучьему велению», рисующих истории мгновенных превращений персонажа из изгоя в сказочного принца или принцессу. Именно об этом мечтает не замечаемая одноклассниками по причине своей бедности и некрасивости семиклассница Таня Морозова, и в ответ на её мечтания сказочная фея даёт ей волшебную возможность без малейших усилий осуществлять любые желания.
И в чём же они состоят? Увы, фантазия юной девочки не идёт дальше того, чтобы потребовать себе новых нарядов, платьев, денег, еды, отомстить школьным обидчикам, влюбить в себя самого красивого мальчика в классе… Впрочем, кое-какие желания навеяны явно сегодняшним телевидением, например, вот это: «Хочу, чтобы грудь у меня была, как у Сальмы Хайек», – пожелала Таня и тут же испугалась того, что произошло. Когда волшебство происходит с другими, это очень интересно, а вот когда у тебя самой вдруг вырастает грудь, то охватывает страх. Но, посмотрев на себя в зеркало, Таня рассмеялась. Она увидела там худенькую тринадцатилетнюю девочку с роскошной грудью голливудской звезды…»
Проводя свою героиню через тридцать страниц всевозможных жизненных испытаний и соблазнов, автор подводит её к неизбежному пониманию того, что никакого незаслуженного счастья по мановению волшебной палочки получить невозможно. «Я хотела настоящей дружбы, любви. Я стремилась стать личностью, но всё закончилось падением в грязную канаву, – думала Таня. – Я хотела всё купить, заставляла силой подчиняться моей воле, считая, что я всегда права. Но за деньги можно купить только фальшивую дружбу, лживую любовь и страх. Разве для этого мне подарили волшебную силу?»
Нить нравственных размышлений подхватывают из рук Юрия Черчинского другие абаканские писатели, которые в стихах и прозе пишут о любви, природе и своей родной Хакасии. Практически во всех помещённых в русской части сборника материалах обращает на себя внимание не столько, может быть, их художественный уровень, сколько глубина и серьёзность высказываемых чувств и размышлений.
Древняя восточная мудрость гласит: «Если гора не идёт к Магомету – Магомет идёт к горе», – и то же самое мы видим сегодня в отношении литературы для детей. Если её не будут писать взрослые авторы, то за её создание возьмутся сами юные читатели. И, как показывает пример сборника «Когда я стану волшебником», у них это может получиться не хуже, чем у Чуковского и Михалкова. Если только они не будут расходовать отпущенный им судьбой и Богом талант на написание чужеродных как для великой русской, так и для самобытной хакасской литературы историй-фэнтези, как это делает семнадцатилетняя Нина Тодыбаева в своей повести «Потерянный век». Потому что никакие скопированные с персонажей западных книг Марео, Мареги и Селены не в состоянии выразить тех живых чувств, которые наполняют сегодня сердца русских и хакасских девчонок и мальчишек. 

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Николай Переяслов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Признанный мастер

    01.05.2025
  • Минутной радости прибой

    01.05.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS