«Я глубоко убеждён в том, что поэзия настоящая, большая создаётся не для узкого круга стихотворцев и «искушённых», а для народа… Заставить широкие массы людей читать стихи, найти доступ поэтической речи к их сердцам – это самое высшее счастье для поэта, и этого нелегко достигнуть».
Эти слова, сказанные Александром Твардовским в 1947 году на Всесоюзном совещании молодых писателей, привела известный литературовед Мариэтта Чудакова в своей книге «Я там был. Я жил тогда…», выпущенной к 100-летию со дня рождения поэта.
Этот подход, определявший всё творчество Твардовского, и положен в основу открывшейся на днях выставки в Государственном центральном музее современной истории России в столице в честь великого поэта. Продлится она до 6 октября.
В залах нет личных вещей Александра Трифоновича, как обычно принято на подобных выставках. Экспозиция выстроена как монографический проект-исследование, через которое устроители попытались раскрыть эпоху сквозь особый мир поэта. В витринах – документы, автографы фронтовых стихов и писем, редкие фотографии поэта и его современников, рукописи. Это более 300 экспонатов из фондов РГАЛИ, ранее доступных только специалистам.
Можно многое понять о жизни страны, когда видишь материалы, освещающие период учёбы Твардовского в педагогическом институте, его работы в газетах, журналах, особенно – в должности главного редактора журнала «Новый мир», содержание которого в то время честно и разносторонне определяло сложную действительность. Тогда это был именно «новый мир», в котором читающая публика открыла имена Василия Гроссмана, Василя Быкова, Фёдора Абрамова, Александра Солженицына и многих других мастеров слова.
Поэт участвовал в Русско-финской и в Великой Отечественной войне как фронтовой корреспондент. И конечно же, в экспозиции есть немало материалов о появлении знаменитого Василия Тёркина. Если вдуматься, этот любимый уже десятилетия герой и есть сам Твардовский, «жизнью тёртый человек». И интересным живописным доказательством такого восприятия поэта современниками служит на выставке известная картина художника Юрия Непринцева «Отдых после боя». Её доставили сюда из запасников Третьяковки. Главный герой на ней – солдат, травящий бойцам байки на привале, – точь-в-точь Александр Твардовский! О чём имеется и шутливая подпись его товарища по писательскому цеху Сергея Михалкова.
…На открытии выставки многие выступающие говорили о том, что не совсем правильно позиционировать Твардовского в творческом плане как автора чуть ли не одной поэмы «Василий Тёркин». Это подчеркнула и дочь поэта Валентина Александровна Твардовская. Если перечитать его поэмы «Дом у дороги», «Страна Муравия», великолепные лирические стихи, то можно убедиться не только в его несомненном поэтическом таланте. Но и в современности написанного. Та же «Страна Муравия» колоколом слов бьёт тревогу, предостерегая: «Тот, кто не помнит прошлого, обречён на его повторение».
Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
– Вот стихи, а всё понятно,
Всё на русском языке…
Эта доступность поэтического слова Твардовского, его верное звучание до сих пор окормляют жизненный путь многих. «Моя актёрская жизнь началась с «Тёркина», – благодарно отметил на открытии экспозиции народный артист России Вениамин Смехов.