Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 августа 2016 г.
Библиосфера

Писать, когда чуточку счастлив

03 августа 2016

Вадим Чернышёв. И.С. Соколов-Микитов. Жизнь и творчество. – М.: «Художественная литература», 2016. – 248 с. – 1000 экз.

 
Знакомство автора книги с её героем длилось четверть века. И хотя объём для книг подобного жанра немалый, но он мог бы быть и в десять раз больше – столь насыщенную, богатую разнообразными событиями, рисковыми приключениями, путешествиями, охотничьими и журналистскими скитаниями, участием в войне, встречами с интереснейшими и знаменитейшими людьми была наполнена жизнь Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Он дружил с пахарями и пастухами, с полярниками и писателями, в том числе с Фединым и Твардовским, встречался с Буниным и Алексеем Толстым, с Ремизовым и Куприным, с Есениным и Айседорой Дункан, всех не перечесть. Да и не надо. Надо просто прочитать книгу Вадима Чернышёва. Имея в виду, как мне представляется, что главное в ней – не рассказ о событиях, а портрет замечательного русского, истинно русского писателя.

Тридцатилетний Соколов-Микитов был уже автором нескольких книг, когда появилась первая статья о его творчестве. «Книга Микитова радует, ибо нет в его душе уныния. Через бурю, через кровь и ужасы прошёл этот человек, и всё же в его произведениях ни разу не описана смерть и даже во всей книге ни разу не названа. Лишь жизнь и солнце. Само появление его утешительно. Вышел из тёмной, стихийной массы народа, не обучался художествам, не проходил школ… Но имел зоркий глаз, чуткое ухо и добрую душу – и вынес уже богатый опыт и острое понимание человеческой души». Подметил это профессор Ященко в 1922 году в Берлине, в среде русской послереволюционной эмиграции.

Статья получилась пророческой. Полвека спустя Вадим Чернышёв писал, что Иван Сергеевич противопоставлял «чувственную» литературу человеческого тепла» литературе рассудочной, «холодной», работавших в ней писателей называл «часовщиками», упорядоченно заранее расставляющими в ней свои «пружинки» и «колёсики», «по-инженерному» выстраивающими «проект» своего будущего произведения. Автор книги особо подчёркивает признание Соколова-Микитова в том, что он может писать лишь тогда, когда он хоть чуточку счастлив. Поразительные слова! Сколько раз приходилось слышать, что движителем творчества являются боль, дискомфорт, неудовлетворённость, что если человек счастлив, ему в голову не придёт писать – зачем, ему, мол, и так хорошо.

При всём при том Соколов-Микитов отнюдь не был добреньким всепрощенцем. Когда Самуил Маршак на правах идеологического мэтра стал надменно указывать ему, как надо писать для детей, Иван Сергеевич резко отклонил его поучения. Да что там Маршак! Однажды писателей попросили написать краткие автобиографии; большинство заканчивало их благодарностями Горькому, и только Соколов-Микитов вызывающе (и смело по тем временам) написал: «В противоположность многим моим сверстникам-писателям, в писательских моих успехах и вкусах ничем не обязан Горькому». Неприязнь к «основоположнику литературы социалистического реализма» у Ивана Сергеевича была устойчивая. Он категорически не принимал не только всем известные антикрестьянские настроения Горького (заметим, что в те годы эти настроения открыто поддерживались большевистской властью; вспомним хотя бы слова Троцкого «Что есть наша революция, как не бешеное восстание против крестьянского корня?»). Соколов-Микитов не разделял и презрительного отношения Горького к мещанам, составлявшим значительную часть трудового населения России.

Критика всегда отмечала безупречно чистый русский язык Ивана Сергеевича. «Он очень «уважал» слово, – пишет Вадим Чернышёв, – его первородное, истинное значение, его смысл, и никогда бы не мог сказать нечто подобное тому, как бездумно употребляют иногда не только в житейском разговоре, но и по радио, и по телевидению: «я СТРАШНО обрадовался», «мне это УЖАСНО понравилось»…

В заключение – мысль, которую не раз повторял Иван Сергеевич Соколов-Микитов: «Самый страшный, смертельный грех для художника, его окончательное падение – ложь».

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сорок лет спустя

    01.07.2025
  • Дружба не обходится без песен

    29.06.2025
  • В правильном направлении

    27.06.2025
  • Рыцари ордена милосердия

    26.06.2025
  • Философ вечной России

    26.06.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS