Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Писатель дальнего плавания

01 января 2007

Деятельность Леонида Соболева во главе СП РСФСР ещё предстоит оценить по достоинству

Теперь, полвека спус­тя, в свете открыв­шихся недавно подлинных архивных до­кументов, стало очевид­ным, что создание Рос­сийского писательского союза, случившееся ров­но двадцать лет после ос­нования Союза советских писателей, было событи­ем исключительно важ­ным. И в литературе, и в идеологическом плане, и в сфере политики.

В ленинский период истории, когда были за­ложены основы советской государственности, Рос­сийская Федерация в силу некоторых обстоятельств оказалась обладательни­цей несколько меньших прав, чем все прочие рес­публики Союза. Не го­воря уже о тех респуб­ликах, которые вошли в Союз гораздо позже, как, например, республики Прибалтики. В РСФСР не существовало своей Коммунистической пар­тии, как в других союз­ных республиках, своей Академии наук, много чего иного, в том числе и собственного писатель­ского объединения. Оно появилось только спустя 36 лет после провозгла­шения СССР.

Характерен в этом смысле Первый съезд писателей СССР (1934). Среди без малого шести­сот делегатов русских там насчитывалось 201, гру­зин — 28, украинцев — 25, все прочие — в значитель­но меньшем числе.

В ту пору русский на­род ещё не оправился от страшных потрясений революции, коллективи­зации и разгула «воинс­твующих безбожников». Великая Победа подняла дух народа, но ослабила его. Прямые гражданс-кие выступления русской творческой элиты пресе­кались в зародыше, хотя теперь-то нам известно, что ВСЁ правильно осоз­навали Шолохов и Лео­нов, Пластов и Свиридов. Но времена менялись, а дух Победы не мог не сыг­рать свою роль. И русские писатели, русская литера­тура в целом наконец-то попытались поднять свой голос и были в новых ус­ловиях услышаны.

Великая заслуга прина­длежит тут Леониду Сер­геевичу Соболеву (1898— 1971). Хотя книги его переиздаются и поныне, а имя звучит во всех об­щих литературных курсах, его вклад в отечественную словесность явно недо­оценён. Его знаменитый роман «Капитальный ре­монт» вышел в 1932 году, без счёту переиздан у нас и за рубежом во многих переводах. Это — до сих пор самая читаемая кни­га наших морских офице­ров. Всю войну он пробыл на передовой в самых, как сейчас выражаются, горячих точках. Уходил с последними кораблями из осаждённых Таллина и Одессы, героического Се­вастополя, а потом с Ду­найской флотилией дошёл до центра Европы. Но на­помним здесь его самую, по нашему мнению, глав­ную заслугу: именно его усилиями прежде всего создан был Союз писате­лей России.

Мы кратко показа­ли, в каком пренебрежи­тельном состоянии нахо­дились писатели России вплоть до 50-х годов. Те­перь — для многих это прозвучит неожиданно — однако в большинстве (да-да, в большинстве) областей и краёв огром­ной России не существо-вало писательских орга­низаций. Соответственно издательств и литератур­ной печати.

Да, существовал дав­ний литературный центр в Ростове-на-Дону, в Свердловске, который считался столицей Ура­ла и где с 1935 года изда­вался популярный журнал «Уральский следопыт», а в Новосибирске с 1922-го кучковались писатели вокруг журнала «Сибирс­кие огни». Давние и креп­кие писательские объ­единения существовали в Воронеже, Вологде, Са­ратове, некоторых иных провинциальных цент­рах, в частности, на Даль­нем Востоке, за которым из Москвы пристально смотрели по понятным политическим причинам. На многолюдной Кубани и в промышленном Куз­бассе выходили изредка лишь местные альманахи.

Вот сколь пустынным оказалось писательское поле необъятной России, когда на него вышел ре­шительный и смелый се­ятель Леонид Соболев, потомственный дворя­нин, сын боевого офи­цера участника Русс­ко-турецкой войны, сам боевой флотский офи­цер. Отметим: на это по­ле он вышел не в одиноч­ку. Назовём лишь двух его тогдашних соратни­ков, одарённых и очень известных в ту пору. По­эт Александр Прокофьев (1900—1971) был не толь­ко создателем множест-ва стихов, положенных на музыку, но и много­летним руководителем Ленинградской писа­тельской организации. Плодовитый поэт, дра­матург и публицист Ана­толий Софронов (1911— 1990) был секретарём Союза писателей СССР и редактором самого попу­лярного в стране журнала «Огонёк». Оба были де­ловиты, ухватисты, зна­ли, как говорить и с на­родом, и с начальством.

Действовать Соболеву над созданием Российс­кого писательского сооб­щества, даже имея подде­ржку в обеих столицах и повсеместную — в россий­ской провинций, прихо­дилось осторожно, даже дипломатично. Соболев и его товарищи, несомнен­но, знали, как ещё во вре­мя Отечественной войны знаменитейший режиссёр того времени Иван Пырь­ев (1901—1968) выступил с предложением создать Роскино, по аналогии с давно существовавшими украинским, белорусским, грузинским и иными. Од­нако тут же последовали письменные жалобы «на самый верх» с упрёками Пырьеву в покушении на «дружбу народов». Но пи­сатель-моряк Соболев не зря получил при креще­нии древнегреческое имя Леонид, то есть «подоб­ный льву». Он не испугал­ся возможных интриг и действовал в начальствен­ных кабинетах умело. По­могало ему, несомненно, личное обаяние, а также тот примечательный факт той поры, что он остался беспартийным. А в твор­ческих союзах партия как раз любила ставить на ру­ководящие посты именно беспартийных: у нас, мол, все граждане равноправ-ны... Вспомним в этой связи Эренбурга, Тихоно­ва, Федина, даже и самого основателя Союза писате­лей Максима Горького.

Бывалому штурману Леониду Соболеву уда­лось благополучно до­вести построенный им корабль до московских берегов. 1 декабря 1958 года в Кремле открылся Первый учредительный съезд писателей России, которая именовалась с 1918 года неудобопроиз­носимой аббревиатурой РСФСР. Присутствовали на нём 397 делегатов, две трети которых были рус­скими. Это было меньше, чем доля проживавшего русского населения в Рос­сийской Федерации, но всё же, всё же.

Съезд прошёл деловито, даже несколько буднично, собравшиеся были озабоче­ны прежде всего созданием литературных организаций на местах, налаживанием будущих издательских дел, печатных органов. Предсе­дателем правления нового Союза стал, естественно, Леонид Соболев. Появи­лась и газета «Литератур­ная Россия».

Итак, российский пи­сательский союз был провозглашён, основан, однако создавать его в ог­ромной и неважно обус­троенной республике, по сути дела, ещё предстоя­ло. Соболев отдавал этой работе все свои силы. Как оказалось, последние. Ис­тория союза ещё не напи­сана, но итог нагляден: в каждой республике, крае и области Российской Федерации имеются свои писательские центры и в разных местах по-разно­му работающие издатель­ские предприятия.

Сергей СЕМАНОВ

Обсудить в группе Telegram

Сергей Семанов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS