Деятельность Леонида Соболева во главе СП РСФСР ещё предстоит оценить по достоинству
Теперь, полвека спустя, в свете открывшихся недавно подлинных архивных документов, стало очевидным, что создание Российского писательского союза, случившееся ровно двадцать лет после основания Союза советских писателей, было событием исключительно важным. И в литературе, и в идеологическом плане, и в сфере политики.
В ленинский период истории, когда были заложены основы советской государственности, Российская Федерация в силу некоторых обстоятельств оказалась обладательницей несколько меньших прав, чем все прочие республики Союза. Не говоря уже о тех республиках, которые вошли в Союз гораздо позже, как, например, республики Прибалтики. В РСФСР не существовало своей Коммунистической партии, как в других союзных республиках, своей Академии наук, много чего иного, в том числе и собственного писательского объединения. Оно появилось только спустя 36 лет после провозглашения СССР.
Характерен в этом смысле Первый съезд писателей СССР (1934). Среди без малого шестисот делегатов русских там насчитывалось 201, грузин — 28, украинцев — 25, все прочие — в значительно меньшем числе.
В ту пору русский народ ещё не оправился от страшных потрясений революции, коллективизации и разгула «воинствующих безбожников». Великая Победа подняла дух народа, но ослабила его. Прямые гражданс-кие выступления русской творческой элиты пресекались в зародыше, хотя теперь-то нам известно, что ВСЁ правильно осознавали Шолохов и Леонов, Пластов и Свиридов. Но времена менялись, а дух Победы не мог не сыграть свою роль. И русские писатели, русская литература в целом наконец-то попытались поднять свой голос и были в новых условиях услышаны.
Великая заслуга принадлежит тут Леониду Сергеевичу Соболеву (1898— 1971). Хотя книги его переиздаются и поныне, а имя звучит во всех общих литературных курсах, его вклад в отечественную словесность явно недооценён. Его знаменитый роман «Капитальный ремонт» вышел в 1932 году, без счёту переиздан у нас и за рубежом во многих переводах. Это — до сих пор самая читаемая книга наших морских офицеров. Всю войну он пробыл на передовой в самых, как сейчас выражаются, горячих точках. Уходил с последними кораблями из осаждённых Таллина и Одессы, героического Севастополя, а потом с Дунайской флотилией дошёл до центра Европы. Но напомним здесь его самую, по нашему мнению, главную заслугу: именно его усилиями прежде всего создан был Союз писателей России.
Мы кратко показали, в каком пренебрежительном состоянии находились писатели России вплоть до 50-х годов. Теперь — для многих это прозвучит неожиданно — однако в большинстве (да-да, в большинстве) областей и краёв огромной России не существо-вало писательских организаций. Соответственно издательств и литературной печати.
Да, существовал давний литературный центр в Ростове-на-Дону, в Свердловске, который считался столицей Урала и где с 1935 года издавался популярный журнал «Уральский следопыт», а в Новосибирске с 1922-го кучковались писатели вокруг журнала «Сибирские огни». Давние и крепкие писательские объединения существовали в Воронеже, Вологде, Саратове, некоторых иных провинциальных центрах, в частности, на Дальнем Востоке, за которым из Москвы пристально смотрели по понятным политическим причинам. На многолюдной Кубани и в промышленном Кузбассе выходили изредка лишь местные альманахи.
Вот сколь пустынным оказалось писательское поле необъятной России, когда на него вышел решительный и смелый сеятель Леонид Соболев, потомственный дворянин, сын боевого офицера участника Русско-турецкой войны, сам боевой флотский офицер. Отметим: на это поле он вышел не в одиночку. Назовём лишь двух его тогдашних соратников, одарённых и очень известных в ту пору. Поэт Александр Прокофьев (1900—1971) был не только создателем множест-ва стихов, положенных на музыку, но и многолетним руководителем Ленинградской писательской организации. Плодовитый поэт, драматург и публицист Анатолий Софронов (1911— 1990) был секретарём Союза писателей СССР и редактором самого популярного в стране журнала «Огонёк». Оба были деловиты, ухватисты, знали, как говорить и с народом, и с начальством.
Действовать Соболеву над созданием Российского писательского сообщества, даже имея поддержку в обеих столицах и повсеместную — в российской провинций, приходилось осторожно, даже дипломатично. Соболев и его товарищи, несомненно, знали, как ещё во время Отечественной войны знаменитейший режиссёр того времени Иван Пырьев (1901—1968) выступил с предложением создать Роскино, по аналогии с давно существовавшими украинским, белорусским, грузинским и иными. Однако тут же последовали письменные жалобы «на самый верх» с упрёками Пырьеву в покушении на «дружбу народов». Но писатель-моряк Соболев не зря получил при крещении древнегреческое имя Леонид, то есть «подобный льву». Он не испугался возможных интриг и действовал в начальственных кабинетах умело. Помогало ему, несомненно, личное обаяние, а также тот примечательный факт той поры, что он остался беспартийным. А в творческих союзах партия как раз любила ставить на руководящие посты именно беспартийных: у нас, мол, все граждане равноправ-ны... Вспомним в этой связи Эренбурга, Тихонова, Федина, даже и самого основателя Союза писателей Максима Горького.
Бывалому штурману Леониду Соболеву удалось благополучно довести построенный им корабль до московских берегов. 1 декабря 1958 года в Кремле открылся Первый учредительный съезд писателей России, которая именовалась с 1918 года неудобопроизносимой аббревиатурой РСФСР. Присутствовали на нём 397 делегатов, две трети которых были русскими. Это было меньше, чем доля проживавшего русского населения в Российской Федерации, но всё же, всё же.
Съезд прошёл деловито, даже несколько буднично, собравшиеся были озабочены прежде всего созданием литературных организаций на местах, налаживанием будущих издательских дел, печатных органов. Председателем правления нового Союза стал, естественно, Леонид Соболев. Появилась и газета «Литературная Россия».
Итак, российский писательский союз был провозглашён, основан, однако создавать его в огромной и неважно обустроенной республике, по сути дела, ещё предстояло. Соболев отдавал этой работе все свои силы. Как оказалось, последние. История союза ещё не написана, но итог нагляден: в каждой республике, крае и области Российской Федерации имеются свои писательские центры и в разных местах по-разному работающие издательские предприятия.