С 8 ноября по 2 декабря 2018 года в Выставочном зале федеральных архивов в Москве проходила выставка «Солженицын и «Новый мир», подготовленная к 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. Экспозиция была посвящена одной из самых ярких и драматических страниц истории нашей страны второй половины ХХ века – публикации в ноябре 1962 года в журнале «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», а также событиям, развернувшимся вокруг её появления.
В 1970 году режиссёр Андрей Тарковский записал в своем дневнике: «Он хороший писатель. И прежде всего – гражданин». Эти слова относились к Александру Исаевичу Солженицыну, о фигуре которого уже много лет ведутся ожесточенные споры. Не втягиваясь в них, важно подчеркнуть главное – тот глубокий след, что оставил Александр Исаевич не только в русской литературе, но и в истории нашей страны. Его наследие – наследие писателя и гражданина – долгое время находилось на закрытом хранении в архивах и не было доступно широкой публике. Тем ценнее для всех нас экспозиция «Солженицын и «Новый мир», которая была представлена в Выставочном зале федеральных архивов в Москве.
Организатором выставки выступил Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) при участии крупнейших архивов нашей страны. Среди ключевых экспонатов – автографы рукописей писателя: «Один день Ивана Денисовича» («Щ-854»), «Матрёнин двор» («Не стоит село без праведника»), «В круге первом». Находившиеся долгие годы в закрытом хранении, они были продемонстрированы публике впервые за всю историю существования личного фонда А.И. Солженицына в РГАЛИ.
Также нельзя не упомянуть о том огромном вкладе в организацию выставки «Солженицын и «Новый мир», который внесла вдова писателя, Наталия Дмитриевна Солженицына. Ею были предоставлены фотографии и личные вещи Александра Исаевича. Среди них, конечно же, нужно выделить печатную машинку Kolibri, щелчки которой раскатились громом по всему советскому обществу в ноябре 1962 года, когда была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича». Одно из главных сокровищ всей экспозиции – диплом нобелевского лауреата, полученный Александром Исаевичем в 1970 году.
Поздравительная телеграмма А.Т. Твардовского А. И. Солженицыну
в связи с публикацией повести «Один день Ивана Денисовича»
в ноябрьском номере «Нового мира», 1962 г.
Впрочем, хочется отметить, обыгрывая название известного романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», что не Солженицыным единым жила эта выставка. Собственно, она и начиналась с истории публикации данного романа и развернувшейся вокруг него в 1956–1957 гг. острой дискуссии. Открыто изобразив разрыв, существовавший в СССР между изолированным правящим слоем и народом, Дудинцев был подвергнут травле. Однако экспозиция блестяще показала, как его роман «Не хлебом единым» стал провозвестником хрущёвской оттепели, а сам писатель – предтечей Солженицына. Символично, что следом за карикатурой из стенгазеты, посвящённой обсуждению произведения В. Дудинцева в Союзе писателей, демонстрировалась рукопись Ильи Эренбурга романа «Оттепель», давшего имя целой эпохе в советской истории.
Находясь в первом из трёх залов, в которых развернулась экспозиция, можно было прочувствовать атмосферу, царившую в начале 1960-х гг. Здесь и «Доктор Живаго», и фотография Твардовского с Гагариным, и замечательные шутливые шаржи на советских писателей, и, конечно же, «Один день Ивана Денисовича». В повести рассказывается об одном дне заключённого, крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова. Хочется привести лишь один из многих читательских отзывов, представленных на выставке:
«…Написано хорошо, ничего нельзя добавить и выкинуть, так это хорошо написано. Но только один день, а у меня было 15 лет.»
Публикация повести принесла А.И. Солженицыну признание отечественного читателя и поистине мировую известность. Например, на выставке был представлен документ, из которого мы узнаём, что эту повесть хотели экранизировать в США!.. Однако здесь же сообщается о том, что советские власти всеми возможными средствами старались предотвратить это. Как первые всполохи будущих гонений, перед посетителями выставки среди поздравительных телеграмм в адрес Александра Исаевича представала и помета на обложке экземпляра ноябрьского номера журнала «Новый мир» за 1962 год:
«Не выдаётся.
А. Солженицын».
Говоря о творческом пути А.И. Солженицына, нельзя не упомянуть людей, которые его поддерживали в трудные периоды жизни. Так, другим героем выставки «Солженицын и «Новый мир» был Александр Трифонович Твардовский. Именно его Александр Исаевич считал своим отцом в мире литературы, именно Твардовский открыл этому миру Солженицына. Будучи главным редактором журнала «Новый мир» (в 1950–1954 и 1958–1970 гг.), Александр Трифонович сделал это издание символом хрущёвской оттепели, неким островком свободы мысли и слова. Большое мужество он проявил и в деле публикации повести «Один день Ивана Денисовича». В частности, в экспозиции было представлено его письмо в адрес первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва с просьбой ознакомиться с рукописью А.И. Солженицына.
Конец эпохи оттепели ознаменовал начало травли А.Т. Твардовского, была проведена целая кампания против журнала «Новый мир». Это существенно подорвало здоровье Александра Трифоновича, и 18 декабря 1971 года он умер. Посетитель выставки мог ознакомиться с поминальным словом о Твардовском, которое написал А.И. Солженицын:
«Есть много способов убить поэта.
Для Твардовского было избрано: отнять его детище. <…>
Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырём, только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди.
Мало!..»
Особое место в экспозиции уделено и многим другим соратникам А.И. Солженицына. Создатели выставки выстроили своего рода мемориальную галерею фотопортретов этих людей, символически ведущую к диплому лауреата Нобелевской премии по литературе за 1970 год.
Выставка, прошедшая в Выставочном зале федеральных архивов, стала большим событием в культурной жизни Москвы. Уникальная экспозиция рассказала об эпохе и её героях, о свободе и творчестве, но самое главное – на примерах А.И. Солженицына, А.Т. Твардовского и других видных литераторов она рассказала о мужестве писателя и гражданина своего Отечества.
Иван Мишин
Фото Максима Гончарова