Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2018 г.
  4. № 50 (6671) (12.12.2018)
Литература

Писатель и гражданин

В Москве прошла выставка «Солженицын и «Новый мир»

11 декабря 2018
Н.Д. Солженицына знакомится с экспозицией

С 8 ноября по 2 декабря 2018 года в Выставочном зале федеральных архивов в Москве проходила выставка «Солженицын и «Новый мир», подготовленная к 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. Экспозиция была посвящена одной из самых ярких и драматических страниц истории нашей страны второй половины ХХ века – публикации в ноябре 1962 года в журнале «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», а также событиям, развернувшимся вокруг её появления.

В 1970 году режиссёр Андрей Тарковский записал в своем дневнике: «Он хороший писатель. И прежде всего – гражданин». Эти слова относились к Александру Исаевичу Солженицыну, о фигуре которого уже много лет ведутся ожесточенные споры. Не втягиваясь в них, важно подчеркнуть главное – тот глубокий след, что оставил Александр Исаевич не только в русской литературе, но и в истории нашей страны. Его наследие – наследие писателя и гражданина – долгое время находилось на закрытом хранении в архивах и не было доступно широкой публике. Тем ценнее для всех нас экспозиция «Солженицын и «Новый мир», которая была представлена в Выставочном зале федеральных архивов в Москве.

Организатором выставки выступил Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) при участии крупнейших архивов нашей страны. Среди ключевых экспонатов – автографы рукописей писателя: «Один день Ивана Денисовича» («Щ-854»), «Матрёнин двор» («Не стоит село без праведника»), «В круге первом». Находившиеся долгие годы в закрытом хранении, они были продемонстрированы публике впервые за всю историю существования личного фонда А.И. Солженицына в РГАЛИ.

Также нельзя не упомянуть о том огромном вкладе в организацию выставки «Солженицын и «Новый мир», который внесла вдова писателя, Наталия Дмитриевна Солженицына. Ею были предоставлены фотографии и личные вещи Александра Исаевича. Среди них, конечно же, нужно выделить печатную машинку Kolibri, щелчки которой раскатились громом по всему советскому обществу в ноябре 1962 года, когда была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича». Одно из главных сокровищ всей экспозиции – диплом нобелевского лауреата, полученный Александром Исаевичем в 1970 году.

Солж_015.jpg

Поздравительная телеграмма А.Т. Твардовского А. И. Солженицыну
в связи с публикацией повести «Один день Ивана Денисовича»
в ноябрьском номере «Нового мира», 1962 г.

Впрочем, хочется отметить, обыгрывая название известного романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», что не Солженицыным единым жила эта выставка. Собственно, она и начиналась с истории публикации данного романа и развернувшейся вокруг него в 1956–1957 гг. острой дискуссии. Открыто изобразив разрыв, существовавший в СССР между изолированным правящим слоем и народом, Дудинцев был подвергнут травле. Однако экспозиция блестяще показала, как его роман «Не хлебом единым» стал провозвестником хрущёвской оттепели, а сам писатель – предтечей Солженицына. Символично, что следом за карикатурой из стенгазеты, посвящённой обсуждению произведения В. Дудинцева в Союзе писателей, демонстрировалась рукопись Ильи Эренбурга романа «Оттепель», давшего имя целой эпохе в советской истории.

Солж_059.jpg

Находясь в первом из трёх залов, в которых развернулась экспозиция, можно было прочувствовать атмосферу, царившую в начале 1960-х гг. Здесь и «Доктор Живаго», и фотография Твардовского с Гагариным, и замечательные шутливые шаржи на советских писателей, и, конечно же, «Один день Ивана Денисовича». В повести рассказывается об одном дне заключённого, крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова. Хочется привести лишь один из многих читательских отзывов, представленных на выставке:

«…Написано хорошо, ничего нельзя добавить и выкинуть, так это хорошо написано. Но только один день, а у меня было 15 лет.»

Публикация повести принесла А.И. Солженицыну признание отечественного читателя и поистине мировую известность. Например, на выставке был представлен документ, из которого мы узнаём, что эту повесть хотели экранизировать в США!.. Однако здесь же сообщается о том, что советские власти всеми возможными средствами старались предотвратить это. Как первые всполохи будущих гонений, перед посетителями выставки среди поздравительных телеграмм в адрес Александра Исаевича представала и помета на обложке экземпляра ноябрьского номера журнала «Новый мир» за 1962 год:

Солж_089.jpg

Солж_146.jpg

«Не выдаётся.

А. Солженицын».

Говоря о творческом пути А.И. Солженицына, нельзя не упомянуть людей, которые его поддерживали в трудные периоды жизни. Так, другим героем выставки «Солженицын и «Новый мир» был Александр Трифонович Твардовский. Именно его Александр Исаевич считал своим отцом в мире литературы, именно Твардовский открыл этому миру Солженицына. Будучи главным редактором журнала «Новый мир» (в 1950–1954 и 1958–1970 гг.), Александр Трифонович сделал это издание символом хрущёвской оттепели, неким островком свободы мысли и слова. Большое мужество он проявил и в деле публикации повести «Один день Ивана Денисовича». В частности, в экспозиции было представлено его письмо в адрес первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва с просьбой ознакомиться с рукописью А.И. Солженицына.

Конец эпохи оттепели ознаменовал начало травли А.Т. Твардовского, была проведена целая кампания против журнала «Новый мир». Это существенно подорвало здоровье Александра Трифоновича, и 18 декабря 1971 года он умер. Посетитель выставки мог ознакомиться с поминальным словом о Твардовском, которое написал А.И. Солженицын:

Солж_008.jpg

«Есть много способов убить поэта.

Для Твардовского было избрано: отнять его детище. <…>

Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырём, только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди.

Мало!..»

Солж_040.jpg

Особое место в экспозиции уделено и многим другим соратникам А.И. Солженицына. Создатели выставки выстроили своего рода мемориальную галерею фотопортретов этих людей, символически ведущую к диплому лауреата Нобелевской премии по литературе за 1970 год.

Выставка, прошедшая в Выставочном зале федеральных архивов, стала большим событием в культурной жизни Москвы. Уникальная экспозиция рассказала об эпохе и её героях, о свободе и творчестве, но самое главное – на примерах А.И. Солженицына, А.Т. Твардовского и других видных литераторов она рассказала о мужестве писателя и гражданина своего Отечества.

Иван Мишин
Фото Максима Гончарова

Тэги: Иван Мишин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS