В США День труда, первый понедельник сентября (нынче это 7-е число), означает полное возвращение в рабочий режим. В годы президентских выборов это знаменует и выход на финишную прямую предвыборной кампании. Только теперь всё будет не как всегда. Прямая может оказаться кривой, а финиш отодвинуться на неизвестный срок.
Выборы в Америке по обыкновению – дело грязнейшее. Нормальный, здоровый на голову человек не в силах и представить изуверские капканы, которые предвыборные штабы ставят друг другу. Тут нужно отдать должное республиканцам: они в политической изощрённости всегда были на шаг впереди демократов. Например, в 2004-м «ковбой» Джордж Буш, атакуя не по политике, а по вымышленным личным недостаткам конкурента, разделал в пух и прах «аристократа» Джона Керри.
Но сегодня даже Буш-младший кажется агнцем в сравнении с Дональдом Трампом. В издевательствах и напоре, в готовности провоцировать внутри страны ненависть и расизм ради победы Трамп, похоже, пределов не знает. Он «ведёт кампанию» по нескольким направлениям.
Во-первых, готовит ядро своего электората к тому, что если вдруг проиграет, то лишь потому, что демократы «сфальсифицировали выборы». Уже сейчас отказывается говорить, что признаёт их результаты.
Во-вторых, президент препятствует работе почтовой службы. Голосование по почте в США – распространённая практика, и даже в обычные, не пандемические времена граждане им активно пользовались. Трамп долго проталкивал на должность главного почтмейстера своего человека, и в середине июня пост занял некто Луи Деджой. К почтовой службе он отношения не имеет, зато пожертвовал 360 000 долларов на кампанию Трампа. Одно из первых решений нового шеф-почтмейстера – демонтировать 600 высокоскоростных письмосортировочных машин. Это даёт основания Трампу заявлять уже сейчас: результаты голосования могут стать известны лишь через «неделю, или месяц, или даже годы», а отправленные по почте бюллетени могут «исчезнуть» – тогда «выборы ничего не значат». Параллельно сторонники Трампа запугивают чернокожих расправами на участках – чтобы не смогли проголосовать.
В-третьих, Трамп готовит силовую опору. Причём уже перешёл к плану Б, поскольку план А не сработал. В июне Трамп собирался послать военных «наводить порядок» в городах, где развернулись протесты и спровоцированные радикалами погромы, и взял с собой главу генштаба Марка Майли для выступления рядом с церковью – показать силу. Майли сразу не сориентировался, но потом принёсофициальные извинения за то, что оказался использованным Трампом в политическом контексте, ибо армия должна быть вне политики. Министр обороны Марк Эспер также отказал главнокомандующему в использовании вооружённых сил. А 28 августа генерал Майли подтвердил членам Конгресса, что военные не будут играть никакой роли в ноябрьских выборах и, если результаты будут оспорены, не станут участвовать в разрешении спора.
Поэтому Трамп готовит к силовым действиям самых верных своих избирателей – членов ультраправых группировок, вооружённых до зубов, часто приверженцев конспирологических групп. Они для него – «великие патриоты». Причём конспирология тут совсем запредельная: «патриоты» искренне верят, что демократы (с Хиллари Клинтон во главе) насилуют детей и пьют их кровь – они верят в это буквально.
Так что в этот раз предвыборная кампания в Америке скорее напоминает подготовку к вооружённому гражданскому противостоянию.