
Дискуссия о том, как отражается тема СВО в литературе, не утихает. Кто-то полагает, что есть опасность конъюнктурщины, другие – что спецоперации уделяется слишком мало внимания. Между тем немало интересных произведений публикуется в Сети. Один из примеров – недавняя публикация Государственным информационным агентством ЛНР «Луганский информационный центр» дебютного рассказа Кирилла Хаустова «Компот». Только за сутки в Телеграм-канале ЛИЦ – более 400 тыс. просмотров. Какое произведение «в бумаге» может похвастаться такой аудиторией?
Большую работу по поиску талантливых «сетевых» авторов проводит председатель Союза писателей ЛНР Глеб Бобров. Он азартно ищет, «выводит на орбиту» начинающих литераторов, тех, кто основывает творчество на личном опыте, кто участвовал в исторических событиях, чьё слово подтверждено делом.
Так, среди «новых имён» появился и Кирилл Хаустов, который и рассказал «ЛГ» о своём пути в литературу, волонтёрской работе в зоне СВО. Родился он в Москве, служил в группе Советских войск в Германии 1983–1985 гг., учился в Московском Лесотехническом институте. Сменил немало профессий, с началом СВО включился в волонтёрскую деятельность.
– Что побудило отправиться в Донбасс?
– Драма Донбасса для меня – это горе и боль простых русских людей, они слишком долго были детьми, брошенными родителями. Верховный сказал: «Да. Надо было начать раньше». Кто я, чтобы спорить? С началом СВО подписался на один волонтёрский канал и включился в работу. Помогают друзья-единомышленники.
– Что становится поводом для литературного творчества?
– Война каждый день рождает истории. Если их не зафиксировать, они тают, как лёд в руках. Люди, прошедшие боевые действия, очень неохотно рассказывают о пережитом. Но за кружкой чая, в блиндаже, глаза в глаза – совсем другое дело.
Рассказ «Компот» – плод переписки с товарищем, который упомянул о случае в Волчанске, когда наших парней приютила пожилая семейная пара с большой лохматой собакой. С водой были проблемы. Группа, выдвигавшаяся на точку, приняла приглашение пересидеть в подвале частного дома, перевести дух. Ребят угощали вкусным компотом, а после выхода случилось то, о чём я и написал в рассказе…
Не про всё и не про всех можно писать, по крайней мере сейчас. Выложенные на всеобщее обозрение данные человека, привязка к месту или фото могут обернуться бедой, есть прецеденты. Приходится это учитывать.
– Как восприняли внимание сетевой аудитории к вашим литературным опытам?
– Рад, что столько людей остались неравнодушными. Значит, не в пустоту выстрел. Честно говоря, пишу для чатов единомышленников, друзьям, военным. После того как старый институтский товарищ, поэт Стас Чурилов, посоветовал завести страницы на литературных порталах, всё это на меня и свалилось как гром среди ясного неба. Так что пока не понял, заслуженное ли это внимание или аванс на будущее.
– Какие герои вам интересны?
– Я пишу о конкретных людях, о тех, кого знаю лично, кто выполняет долг с оружием в руках, кто, например, едет в свой выходной с гуманитаркой в госпиталь. Мои герои говорят так: «Брат, тебе надо отвезти груз? Я взял в аренду грузовик, завтра буду у тебя. Нет, никаких денег. Это мой вклад».
Проза для меня – это аналог снимка, фиксация чьей-то жизни. Запишешь – кто-нибудь прочтёт и сохранит в памяти. Не запишешь – могут забыть. Истории, которые ежедневно происходят здесь, в Донбассе, терять нельзя. Иначе всё повторится, всё будет зря. СВО, судьбы людей, помощь нашим военным и гражданским, попавшим в жернова истории, – для меня главная тема. По-другому, считаю, и быть не должно. Есть очень верное выражение: «Если тыл забудет, где фронт, то фронт будет там, где тыл».
Владимир Кочетков