Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Пишут два перста...»

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Дмитрий Жуков. Избранное. В 3 томах. Т. I: Роман и повести. – 656 с. с фото. Т. II: Повести. – 848 с. с фото. Т. III: Очерки, рассказы, статьи. – 752 с. с фото. – ВАГРИУС, Книжный Клуб 36.6, 2007.

1. Согласно общему гербовнику Всероссийской империи, ветвь Жуковых, к которой принадлежит наш замечательный писатель-фронтовик Жуков Дмитрий Анатольевич, «происходит от грека Иоанна Самолвина, которого крестивший Русскую землю Великий князь Владимир за чёрное обличье прозвал Жуком. Потомки сего Самолвина – Жуковы многие Российскому престолу служили наместниками, стольниками и воеводами». Герб Жуковых – перевёрнутая подкова, девиз – «Честь побеждает всё». В XVIII–XIX веках среди предков писателя были сенаторы, генералы, дипломаты, губернаторы, предводители дворянства. Прабабка его, Мария Семёновна Жукова (1805–1855), – одна из первых русских писательниц, о которой не раз благоприятно отзывался Белинский. Род Жуковых и до наших дней ярко проявляет себя на литературном, военном, научном и политическом поприщах. Все эти факты приводит в предисловии к трёхтомнику известный литературовед Олег Михайлов.
В первый том вошли большое повествование «Жизнь остроумца» (Трагикомический роман о Брониславе Нушиче) и две повести: «Долгожитель» (1974) и «Несущие смерть» (1964). На 70-е годы приходит расцвет творчества Дмитрия Жукова. В 1972-м в серии «Жизнь в искусстве» вышла книга о знаменитом сербском драматурге Брониславе Нушиче (1864–1938).
Ещё в армии (а Дмитрий Жуков в декабре 1944 года ушёл добровольцем на фронт) он начал заниматься переводами, впоследствии дав возможность советскому читателю познакомиться с произведениями многих сербских классиков. Написанная иронично и живо, «Жизнь остроумца» отражала эпоху борьбы южных славянских народов за независимость от турецкого ига и была тепло встречена советской и югославской критикой. В газете «Политика» появилась статья известного поэта и переводчика Б. Ковачевича, отмечавшего: «Монография Д. Жукова, имеющая аромат романизированных биографий, превзошла всё, написанное до сих пор о Нушиче. Дмитрий Жуков своей книгой воздвиг в Москве памятник Брониславу Нушичу, достойный его творчества и славы».
Создатель всемирно известных пьес «Доктор философии», «Госпожа министерша» и многих других, Нушич оставил нам и свои записи «Неоткорректированные мысли», среди которых вывел и «Десять заповедей драматурга, подсказанные опытом». А опыта прославленному писателю было не занимать. В десятой «заповеди» он обращается к актуальной всегда теме критики, советуя литератору: «Не будь нетерпим к критике. Если она положительна – не считай её полисом страхового общества, а если отрицательна – не считай её смертным приговором. Пусть похвалы не уменьшают тех забот и опасений, которые обуревали тебя, когда ты писал своё первое произведение; пусть хулы не ослабят упорства, с которым ты писал его. Каждое своё произведение считай первым».
И всё же главное, почему «Жизнь остроумца» снискала успех читателей, – это любовь и искренность, с которыми автор отнёсся к своему герою, частенько фигурировавшему в повествовании под именем Ага (отец): «Я поклялся рассказать об аге правду, чистую правду, ничего, кроме правды. Я это сделал. И если меня обвинят в том, что я влюблён в тебя, ага, и слишком пристрастен в своих суждениях, то я скажу, что это не самый большой грех, что я волен любить и ненавидеть кого хочу».
В 1988 году Д. Жуковым подготовлено к изданию 3-томное собрание сочинений Б. Нушича.

2.В 1960-х годах Дмитрий Жуков активно включился в борьбу против разрушительных тенденций в отношении русской культуры. И вместе с Владимиром Солоухиным, Ильёй Глазуновым и другими выдающимися деятелями культуры принимает участие в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, становится членом его правления.
Во второй том вошли исторические повести «Протопоп Аввакум», «Владимир Иванович» (Археографическая повесть), «Художник Верещагин и генерал Скобелев»,
«Б. Савинков и В. Ропшин» (Террорист и писатель) и «Богатырское сердце Ивана Поддубного».
Над биографической повестью о трагической судьбе протопопа Аввакума Дмитрий Жуков работал примерно в то же время, что и над «Жизнью остроумца». По следам своего героя писатель проделал весь его мученический путь. И в его несгибаемости и верности избранным идеалам увидел одну из лучших черт национального характера, а сама повесть отразила «внезапное» превращение Московской Руси в могучее государство.
Повесть в 1972 году готовилась к изданию в знаменитой молодогвардейской серии «ЖЗЛ», однако после появления статьи заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС
А. Яковлева «Об антиисторизме» набор был рассыпан. Но через год повесть всё-таки вышла в свет в сборнике «Русские писатели XVII века», снабжённом предисловием академика Д.С. Лихачёва. А читатели и критики приняли её просто восторженно.
Из словаря: археография (от греческого archaios – древний и grapho – пишу) специальная историческая дисциплина, занимающаяся собиранием, описанием и изданием рукописных, печатных и других памятников. В 1978 году в «Новом мире» и в 1981-м в «Роман-газете» публикуется повесть «Владимир Иванович» об учёном-археографе Малышеве, бескорыстном служителе делу поиска и сохранения древних рукописей. На страницах повести современность перекликалась с историей. Критик Владимир Бондаренко отмечал: «Время и пространство то сжимаются до крошечных пределов, то расширяются до пределов Земли и всей её истории. Ритм произведения, стремительный, часто ломающийся, выносит нас к одиннадцатому веку и тут же возвращает в середину двадцатого... И мир этот захватывает читателя радостным освоением бытия, чувством соприкосновения с вечностью».
Повести «Протопоп Аввакум» и «Владимир Иванович» составили дилогию «Огнепальный», вышедшую общим тиражом (вместе с переводами на другие языки) более четырёх миллионов экземпляров.
3.«В 70-е же годы Дмитрий Жуков продолжает писать не исторические биографии и не романы в традиционном понимании, а нечто новое – жанр, вобравший в себя достоинство художественной прозы, но прочно опирающийся на факты, не стесняющие, однако, творческой свободы. В книге «Козьма Прутков и его друзья» (1976) столько выдумки, неистощимой фантазии, явного и скрытого пародирования, что это, скорее, роман-мистификация, где вымышленный персонаж – Козьма Прутков – беседует, спорит, путешествует со своими создателями, братьями Жемчужниковыми и А.К. Толстым». (О. Михайлов. «Об авторе»).
Объёмное повествование «Козьма Прутков и его друзья» и заняло основную часть третьего тома. Дополнили его «Он видел этот город другим» (Очерк о Достоевском), «Очерки и статьи о Л.Н. Толстом»: «Воспитание воли», «За Терским хребтом», «Из заметок на полях кавказских произведений», «Они оба любили Кавказ» (Л.Н. Толстой и Е.Е. Лансере).
Всё громче и яснее звучит в творчестве Жукова тема патриотизма, любви к России самых разных периодов её существования. В книге «Корни», вышедшей в 1977 году, Жуков писал: «Живое чувство патриотизма должно проявляться естественно, на основе гордого сознания крепости и вечности тех корней, на которых выросла наша культура. Величие народа покоится на его прошлом – и давнем, и недавнем. Отними это прошлое, и останется просто громадная пёстрая толпа, неспособная строить свою будущность».
В судьбе и творчестве писателя Жукова занимают соотношения личностного и авторского. В очерке «Воспитание воли» точно сказано: «О себе Толстой рассказал больше, чем какой бы то ни было другой писатель. Как ни странно, но это не облегчает работу пишущим о нём, а затрудняет... Предельная откровенность Толстого в его дневниках никак не помогает понять главное, потому что Толстой-писатель на много голов выше Толстого-человека. Толстого надо искать в его произведениях, а не в дневниках».
Завершает третий том «Биография биографии», в которой Дмитрий Жуков попытался изложить историю того нового для себя жанра, который он открыл для себя в 70-х, жанра, где биографии становились чуть ли не романами с драматургической сюжетностью. При этом автор биографии настолько проникался жизнью своего героя, что делал его частью своей внутренней жизни. Метод плодотворный. Но и мучительно трудный для писателя. «Биография биографии» завершается так: «Я хочу написать книгу о Грибоедове. Но с чего начать, как построить её, я не знаю. И опыт мой ничего не говорит мне. Страшно и горько думать о собственном бессилии. Чем больше знаешь, тем труднее писать. Каждый раз одно и то же... Никто и ничто не подскажет, не поможет... В Древней Руси говорили: «Мнится, писать – лёгкое дело, пишут два перста, а болит всё тело».
Завершается и трёхтомник – прекрасный подарок к 80-летию Дмитрия Анатольевича Жукова и всем его читателям. Продолжается работа – «пишут два перста...». 

Александр ЯКОВЛЕВ

Контактные телефоны для заинтересованных лиц – представителей книгоиздательств и книжной торговли: 8-499-788-05-75, 8-499-788-02-03

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS