Антология русской поэзии 2019.
– М.: Издательство Российского союза писателей.
Антология русской прозы 2019.
– М.: Издательство Российского союза писателей.
Все прежние поколения оставили нам отчётливые следы в виде антологий своих эпох: античности, Серебряного века, военного времени, советской и постсоветской эпох. В начале нового тысячелетия появились разнообразные «авторские» антологии. Пожалуй, самая нашумевшая из них – знаменитые «Строфы века» Евгения Евтушенко: поэзия «без деления на дореволюционную, советскую, эмигрантскую». После выхода антологии, как отмечал в своё время критик Виктор Топоров, вокруг «Строф века» разгорелась яростная полемика, вышло в общей сложности свыше восьмидесяти статей. В основном речь шла об «изрядной тенденциозности отбора и подбора».
Большинство таких антологий были сформированы по принципу «кого хочу, того включу». Это вполне понятно, издание антологий – дело сложное, хлопотное и расточительное: собрать под одной обложкой десятки, а то и сотни состоявшихся писателей не под силу энтузиасту-одиночке. Для этого нужен либо просвещённый спонсор, либо госзаказ, либо авторитет общественного деятеля, под крылом которого соберутся не только сами авторы, но и мощный редакционный коллектив.
Сегодня есть вполне сформировавшаяся аудитория читателей, интересующихся обзорной литературой и возможностью самостоятельно познакомиться с большим количеством авторов. Им хотелось бы нетенденциозного подхода, выбора, не окрашенного личным вкусом или политическими пристрастиями составителя. Попытка представить именно такую антологию предпринята Российским союзом писателей. К 220-летию со дня рождения Пушкина должно выйти почти 40 томов с произведениями современных поэтов и прозаиков, а в будущем выпуск антологии планируется сделать ежегодным.
Формат антологии позволяет остановить быстротечное время, представить его мгновенный снимок. Кстати, и снимок в прямом смысле – фотография автора, здесь тоже есть, можно заглянуть в глаза человеку перед прочтением его произведений. Это отвечает духу времени – молниеносный и полный контакт, но также отвечает и задачам будущих исследователей литературы – снимок, отпечаток, след, который останется навсегда.
«Антология русской поэзии» и «Антология русской прозы» Российского союза писателей также отличаются по своему принципу комплектования. Издатель антологии, президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук обозначил это таким образом: «Круг поэтов и прозаиков, произведения которых вошли в эту многотомную книжную серию, весьма широк, чтобы удовлетворить потребность читателей во всём разнообразии. Наша задача – сделать максимально полный обзор современной литературы, собрать под одной обложкой все жанры и направления, самые разные эстетические течения, которые в обычной жизни редко соседствуют друг с другом. В число участников антологии редакция включила писателей, оценённых экспертами и признанных читательской аудиторией, но также есть и авторы, почти неизвестные за пределами собственных городов и областей, но тем не менее представляющие собой отдельную литературную величину и заслуживающие внимания».
Максим Никитский
Максим Замшев, главный редактор «ЛГ»:
– Замечательно, что выходят такие книги, как «Антология русской поэзии» и «Антология русской прозы» в Издательстве Российского союза писателей. Сейчас такое время, когда писатели не могут о себе заявить. Книжный рынок устроен так, как он устроен, и далеко не каждое имя в этот рынок может встроиться, далеко не каждый писатель может рассчитывать на книжку. И если мы будем мерить культуру и литературу по её эффективности, то есть по возможности продать, по медийности, по каким-то другим критериям, но не по качеству текста, мы культуру потеряем. Совершенно очевидно, что в этих книгах произведения отобраны по качеству текстов, в них есть очень строгая композиция, и, что самое главное, есть живая настоящая российская жизнь, выраженная художественно. Нам этого очень не хватает.
Борис Есенькин, президент Гильдии книжников, руководитель торгового дома «Библио-Глобус»:
– Союз писателей проводит огромную, титаническую работу, находит по всей России, вплоть до Камчатки, тех, кто пишет. Это – определённый элемент возрождения российской культуры через книгу. Что такое книга? Книга – это наш попутчик, она всегда с нами. Вероятно, наш самый главный спаситель – это книга. Человек, который пишет, хочет выразить своё восприятие мира. Важно этот элемент не потерять, не потерять своё родовое племя, не потерять то, что создавала Россия. Тургенев, Достоевский, Толстой и Гоголь – это наш фундамент, но мы вырастили и тех писателей, которые будут и дальше обустраивать Россию, описывать её так, чтобы мы восхищались своей страной, чтобы чувствовали и говорили: «Я – россиянин!» Самое главное – это любовь к стране, к книге, любовь к нашему прошлому. Вероятно, это и есть то, что должно быть у каждого человека, и то, что требуется для нашего будущего.
Елена Ногина, директор Российской книжной палаты:
– Уже несколько лет я принимаю участие в премировании лауреатов национальных литературных премий «Поэт года» и «Писатель года». Это замечательные премии, на мой взгляд, – с точки зрения человека, который работает в книжном сообществе очень долго. Большое спасибо Российскому союзу писателей и его руководителю, президенту Дмитрию Кравчуку, которого я хорошо знаю лично, что эти премии есть и что появился новый проект – «Антология русской поэзии» и «Антология русской прозы». Отлично, что эти книги появляются, что будет большое количество томов. Отлично, что имена авторов будут на слуху, что это лучшие произведения современных авторов и важно, что все они попадут в Российскую книжную палату. Всё, что издаётся в России, должно попадать в Российскую книжную палату, а в дальнейшем и в наше национальное фондохранилище, которое сегодня все называют «памятью нации», «культурным наследием нации», потому что все издания, которые приходят к нам, – остаются навечно.
Александр Набоков, главный редактор газеты «Книжное обозрение»:
– Антология в переводе с греческого означает «собрание цветов». В этих книгах есть весь цвет, весь спектр, весь букет современной поэзии и современной прозы. Белинский писал, что «признаками антологического произведения являются простота и единство мысли». С тех пор прошло уже больше века. Изменился мир, изменились мы, изменилась литература. В произведениях, вошедших в новую антологию, есть и простота, и сложность, и единство, и разнообразие мыслей. Это делает её ещё более ценной, подлинным срезом нашего времени. Огромное количество стилей и жанров, никаких ограничений по формальным признакам. Единственный формальный критерий, который есть у антологии, – это хорошие тексты. Поэтому эта антология уникальна. Книгу очень приятно держать в руках, потому что это во всех смыслах увесистый том – и по качеству содержимого, и по качеству текстов, и по качеству печати. Роскошная мелованная бумага, очень хорошая печать, прекрасные цветные фотографии каждого автора и очень подробная биографическая и библиографическая справка по каждому из авторов. Я представляю себе, какой гигантский труд нужно было проделать, чтобы собрать эту информацию. Низкий поклон составителям, они молодцы, что это сделали. Там такое разнообразие поэзии, которым всегда славилась Россия, она вся здесь, вся в этой книжке.
Константин Воронцов, один из создателей и ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника С.А. Есенина:
– Антология эта удивительная. Это современный срез нашей поэзии. У каждого автора свой взгляд на жизнь, своё понимание. Антология даёт нам полновесную картину существующего поэтического мира в нашей стране.
Марина Князева, культуролог, исследователь русской культуры и литературы, старший научный сотрудник МГУ:
– Как много сегодня в России стихов, как много поэзии, поэтов в разных уголках страны. Они бьют, как свежие ключи. Мы находимся в уникальной исторической ситуации для всего мира: мы свидетели нового русского ренессанса. Эта книга даёт нам совокупный образ великого поэта, великой поэзии, великого духа, который живёт на нашей земле. Такую интеллигентную, умную, стильную, красивую книгу может вместить в себя каждый дом. Это урок нашим детям, это наша память и в то же время – это письмо. Это коллективное письмо поэтов в вечность.