Давняя проказа школьников – подложить кнопку на стул учителю. Самому учителю не столь больно, сколь обидно: весь класс видит, что у педагога, который олицетворяет собой власть, есть уязвимое место.
Роль кнопки-раздражителя в отечественном телевидении выполняет Пятый канал – по собственному большому желанию. Не Первый, которому «не положено», учитывая его положение рупора официальных властей. И не «Россия», взвалившая на себя заранее невыполнимую задачу понравиться всем и вся. И не НТВ, цели и задачи которого скрыты в тумане, сквозь который пробиваются лишь грохот стрельбы и эротические стоны: это идёт анонс очередного сериала.
В бытность президентом России Владимир Путин наделил ОАО «ТРК «Петербург» статусом «общероссийской телерадиовещательной организации». Но ещё до этого питерский телеканал обладал неофициальным титулом «самого центрального из региональных».
Изменение статуса компании было вызвано «социальной значимостью программ Пятого канала», который использует государственные технические средства связи, располагает собственными частотами в 72 субъектах РФ и вещает в 91 городе на аудиторию, превышающую 53 миллиона человек. Когда-то здесь состоялась первая отечественная телеигра. Здесь же нам показали первое отечественное музыкальное шоу – передачу «Музыкальный ринг».
Недавно под рубрикой «Так это было» вновь были показаны двадцатилетней давности «Музыкальные ринги», фрагменты из «Пятого колеса», самые удачные выпуски «Телекурьера».
Один из «чисто конкретных» властителей Останкино с горечью признался мне, что ему до слёз обидно было смотреть на лица тех, кто составлял большинство аудитории давних питерских передач. «Это какая-то акция против Останкино со стороны телевидения Северной столицы, старик, – откровенничал он со мной в баре телецентра, хлебнув коньяку и позабыв о погасшей трубке. – «Город на болоте» ткнул нам в рожу картинкой с этими одухотворёнными лицами, этими прекрасными людьми, этими чистыми душами! Где эти люди сегодня?»
Я не успел ответить, потому что собеседник меня опередил. С трудом раскурив трубку, он признался: «Те замечательные люди никогда не придут к нам в прямой эфир. Потому что всё, что мы можем им дать, – Собчак «в раю» и «Максимум» Пьяных! А великие вопросы мироздания сведены к одному: «Кто хочет стать миллионером?», …мать!»
Я успокоил моего vis-a-vis, сообщив ему, что никуда эти люди не подевались. И все так же смотрят останкинское телевидение. Они обречены на это, потому что другого просто не существует. Положение «этих прекрасных людей» до боли напоминает ситуацию с героем фильма «Кукушка», в обнимку с пулемётом оказавшемуся прикованным к гранитному валуну своими же сослуживцами.
Спасибо питерскому ТВ, что в трудные времена оно успешно лавирует между «Сциллой рейтинга» и «Харибдой сенсации». Аудитория канала растёт. Нет, не только за счёт чисто технического расширения возможностей Пятого канала. Главное: растёт число людей, ставших добровольцами (зрителями) питерского ТВ, в прошлом году отметившего своё 60-летие.
Что до какой-то специальной «акции» против Останкино… Не знаю насчёт акции, но идеология питерского ТВ точно своя собственная, отличающаяся от московской.
Питерские телевизионщики ненавязчиво проводят в массы «философию нового вещания». Это – «социальный оптимизм», основанный на «петербургской интонации» и стремлении «видеть своими зрителями активных и независимо мыслящих людей».
Практика питерского телевещания бежит за его философией, иногда даже вырываясь вперёд.
Утренние программы построены таким образом, что в нём мало лиц, назначенных в «звёзды» неизвестно кем и непонятно, за какие заслуги перед отечеством. Зато много тех, кого можно назвать «соседи». При этом заметно упорное нежелание ведущих называть своих собеседников «простыми людьми». Сложилось впечатление, что здесь наложили табу на этот оскорбительный штамп, позаимствованный из митинговой «перестроечной» лексики. От чего и создаётся вполне здоровое ощущение, что телевизор никого не навязывает, но и не унижает.
Дневной показ, который повсеместно считается временем домохозяек и безработных, отведён отнюдь не сериалам. С сериалами на Пятом канале вообще какая-то странная история. То ли у них эфир защищён особым фильтром от сериального вируса, то ли среди редакторов гуляет повальная аллергия на многосерийные сказки из жизни воров и содержанок.
Совсем без сериалов не обходится: один детский по утрам и один взрослый ночью (и не иностранный, а свой, питерский!). Хорошо это или плохо – судить зрителю. Он и судит: аудитория питерского ТВ неуклонно растёт. Объявив режим «санации», Пятый канал благоразумно отгородил себя от прочих центральных каналов, поражённых бубонами сериальной чумы.
Питерцам не пришлось долго искать простую и полезную замену сериалам. Такой заменой стали документальные ленты из категории познавательных: «Моя планета», «Живая история», «Мир природы»… Учитывая полнейшее отсутствие образовательного телевидения в России, на месте которого обосновался НТВ, эти простенькие ленты могут сойти едва ли не за кладезь знаний. Причём поданного в увлекательной и живой форме.
Хотя бы в таком режиме, но тлеющий огонёк знания питерцы поддерживают, не скупясь на экранное время.
Большая ошибка «пятой кнопки» – повтор «Исторических хроник» с ведущим Николаем Сванидзе. Набившие оскомину грубые псевдолиберальные агитки середины 90-х годов странно смотрятся на канале, достойном стать образцом взвешенного подхода к освещению спорных моментов в прошлом нашей Родины. Шестьдесят семь (sic!) 45-минутных серий, каждая из которых посвящена одному году XX века в России, – глубоко субъективная работа, ни по каким параметрам не относящаяся к истории. Тем более странно появление на питерском канале этого шедевра монументальной антироссийской пропаганды, что «Исторические хроники» выложены в Интернете для свободного просмотра. Кстати, сам Сванидзе этому обстоятельству несказанно рад: по его словам, сей факт «вызывает у меня только чувство глубокого удовлетворения». А знают ли в Питере, что их ТВ повторяет зады Интернета, занимая ценное телевремя?
Новости представлены несколькими выпусками программы «Сейчас». Программа поставила себе целью не повторять сенсационные сюжеты, и там можно увидеть такое, что даже РЕН ТВ не покажет, будь он хоть трижды демократичнее.
Только хорошее можно сказать и об оригинальной сети «Открытых студий» с её ведущей Никой Стрижак – милой и жёсткой одновременно.
«Развлекалово» представлено программами в стиле «5 песен в студии», пытающейся повторять удачные находки «Музыкального ринга». Что-то удаётся, что-то – не совсем… И здесь есть свой секрет.
О причинах культурных различий Москвы и Питера удачнее всего высказался Сергей Ефременко – солист популярной группы «Маркшейдер Кунст» – в программе «Весь этот рок» телеканала «Парк развлечений»: «В Москве надо как-то выживать. Поэтому приходится крутиться и зарабатывать. То есть: сначала надо заработать, а потом играть музыку. В Питере – всё наоборот: сначала играешь музыку в своё удовольствие, а уж потом думаешь, как бы на этом заработать».
Отдельная благодарность Пятому каналу – от всех любителей хорошего зарубежного кино. Хоть и поздно его показывают – с 23.00 до шести утра, – но ради уникального зрелища стоит пропустить пару снов. Эти фильмы не встретишь на DVD-дисках: настолько они редки, эти отобранные с большим вкусом киношедевры прошлого.
«К сожалению, мировой финансовый кризис коснулся и нас, поэтому в настоящее время обсуждаются возможные варианты сокращения расходов», – сожалеет представитель компании. Но «Петербург-Пятый канал» не намерен менять концепцию развития компании: канал так и останется «каналом российских регионов».
Некоторое очевидное сходство с телеканалом «Культура» бросается в глаза. Но ведь это же прекрасно! Такая «культурная автономия» заслуживает лишь поощрения.
Так же как и официальная философия «социального оптимизма» «пятой кнопки». Но следует избавиться от «комплекса провинциальности». Быть агрессивнее в продвижении своей философии.