Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Питерская триада

01 января 2007

ГАСТРОЛИ

Дмитрий Поднозов в спектакле «Кроткая»      фото: Владимир ЗАХАРОВВ Москве на сцене Центра им. Мейерхольда почти незаметно – а жаль! – прошла Неделя камерных спектаклей Санкт-Петербурга. Три непохожие друг на друга постановки как минимум озадачивали. Уж как-то вовсе не вязался их мятежный мир с нынешним победительным гламуром Северной столицы. Да и не её одной…

Театральная мастерская «АСБ» в проекте «Русский экстрим» представила моноспектакль «Девочка со спичками» в исполнении Татьяны Бондаревой по пьесе вечного экспериментатора Клима. Экстрим и правда имел место. На пустой сцене возле круглого столика уселась мрачноватая резкая дама и экстатическим голосом прорицающей пифии проговорила с нами весь двухчасовой спектакль. Причём после недолгого пролога свет начисто погас до самого финала, и зыбкие очертания актрисы рисовались лишь в бликах вспыхиваюших спичек, прикуренных сигарет да синего пламени подожжённого в рюмке коньяка.
От сказки Андерсена тут осталось лишь название, проброшенное вскользь напоминание сюжета о замерзшей на улице маленькой торговке спичками, да режиссёрский приём, уже заложенный в драматургическом тексте. Неудавшаяся актриса, бывшая жена и беспомощная мать спустила на зрительный зал поток своего надрывного сознания, буквально накрыв его темнотой. А жалкие огоньки спичек стали знаком тщетных попыток осознать данность сложившейся жизни и примириться с нею. Но примириться – нельзя. И бунт истекал из героини однотонным хрипловатым воплем. Тем же воплем время от времени она считывала нашу зрительскую реакцию. «Спросят: о чём спектакль? – Баба жгла спички. – Красивая? – Скажете: было темно».
Клим написал замечательный 1-й акт. Изысканная мешанина воспоминаний, клочья чужих разномастных текстов – и бесконечная рефлексия о театре «сорокалетней дуры, которая всю жизнь не знала, что с её призванием что-то не так». А вот второго лучше бы не было. Всё повторилось: и тьма, и спички, и смысл. Зато в конце режиссёр Алексей Янковский сделал нам красиво: сверху узким конусом упал на героиню луч света и пошёл снег – на столик, на шляпку, на вечернее платье актрисы, сменившие во тьме первоначальные джинсы и кроссовки. А сама она с пенными нашлёпками театрального снега на обнажённых руках – эдакими псевдокрыльями – надолго закружилась под патетическую музыку финала.
Совсем другая музыка звучала во втором питерском спектакле «Малыш», поставленном Антоном Милочкиным в Театре-студии Санкт-Петербургского государственного университета по пьесе Мариуса Ивашкявичуса. Два актёра плюс две актрисы – все молоды и все непрофессионалы – отчаянно сыграли историю о том, как почему-то (почему – совсем неважно) немолодой литовец оказался в Сибири и сошёлся с какой-то, видно, мелкой начальницей, чтобы выжить. Сына начальницы ранили на фронте, и, чтобы выжить, приполз он в литовский дом своего отчима, сошёлся с его дочерью. Сюжет симметричен, условен, построен по законам архаического эпоса, лишён всякого политического подтекста, аллюзий и выяснения любых исторических отношений. Как и в «Девочке со спичками», тут явлена данность беды, которую почти невозможно пережить и перечувствовать физически.
У данности этой в спектакле был точный и мучительный образ. В торце маленького Чёрного зала ЦИМа, где шёл спектакль, стояло пианино с оголёнными струнами. Екатерина Ковалёва, Антон Николаев, Екатерина Курмелева и Михаил Клименко играли над, под, спереди и сзади, около и вокруг несчастного инструмента, а хлопками его верхней крышки режиссёр размечал монтажные стыки сцен. И истязание того, что создано для сотворения музыки, было непереносимо. Струны гудели, рыдали, взвизгивали. По поверхности пианино время от времени режиссёр лепил скульптурные барельефы из четырёх человеческих тел, словно в стоп-кадрах увековечивая смятенные порывы героев к несбыточной гармонии нормальной человеческой жизни.
Третьим, последним и главным событием питерской Недели стал спектакль «Кроткая/DreamweaveR» театра «Особняк» в постановке Юлии Паниной. На сцене – разновысокие пандусы да белый экран. Оглушительная судорога пролога, когда грянул хард-рок и в его децибелах, как в электрическом разряде, задёргался полуголый человек с пистолетом в руке. Он выплёвывал с немыслимой скоростью едва различимые в грохоте музыки слова. Они, казалось, тут же овеществлялись на экране в скачущих кадрах видеоклипа.
Потом в тишине на подмостки вышел Дмитрий Поднозов и в полуторачасовом монологе, подчёркнуто донося смысл каждого слова, повторил всё, что прежде прокричал в несколько минут. А за его плечом на экране столь же подробно и внятно развернулся артхаусный видеоряд с погонями, трупами, лесбийским совокуплением, непременно расползающимся жирным кровавым пятном и прочим множеством хороровской галлюциногенной дряни.
Dreamweaver – словцо, наверное, придуманное инсценировщиком Достоевского
И. Тилькиным, – переводится с английского как «ткач снов». Поднозов блистательно сыграл человека, растворяющего себя в снах смертных. И логика жизни разжалованного за бесчестье офицера, превратившегося в ростовщика и уморившего женщину, посланную ему во спасение свыше, – отсюда тот трагический бесовской клёкот в рассказе про образ Богородицы в её руках – вовсе не приводил героя к мысли об искуплении, нет. Он просто уходил в смерть из своего рукотворного ада, из той данности, которую создал сам. Душа, отлетая, наблюдала его со стороны то респектабельным надменным господином в щегольском костюме, то трупом с набелённым смертным окоченением лицом и казённой биркой на руке, то омерзительным пакостником в исподнем. Но Дмитрий Поднозов в финале, покидая сцену, вдруг оборачивался, чтобы спросить нас: «А может, ничего этого не было?»
Неделю придумала и вместе с Павлом Рудневым провела в ЦИМе театровед Ольга Грошева, год назад окончившая ГИТИС и перебравшаяся в Питер лишь из любви к его театру. Она-то знает, чего давно недостаёт московской сцене. Три камерных спектакля, исполненных умной страсти, решённых не по-московски жёстко, с какой-то неоклассицистской беспощадностью, сложились в триаду яростного противостояния человека судьбе, времени и самому себе. 

Анна СТЕПАНОВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS