Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2015 г.
  4. № 33 (6521) (26.08.2015)
Искусство Культура Юбилей

Платок печатный – подарок знатный

26 августа 2015

В нынешнем году исполняется 220 лет одному из старейших народных художественных промыслов Подмосковья – Павловопосадской платочной мануфактуре. Памятная дата отмечена целой серией праздничных мероприятий и различных выставок. Важным событием юбилейных торжеств стало начало строительства музейного комплекса предприятия, завершить который планируется в 2016 году.

Как рассказал заместитель генерального директора предприятия Вячеслав Долгов, у Павловопосадской платочной мануфактуры большие планы по дальнейшему развитию.

– На земельном участке, прилегающем непосредственно к территории нашего предприятия, реализуется проект по созданию музейного комплекса мануфактуры, – говорит Вячеслав Долгов. – Разработан проект здания, включающего в себя комплекс помещений: музей, конференц-зал, кафе, магазин по продаже фирменных платочных изделий. Будет устроена удобная парковка для автотранспорта туристов и покупателей. Строительство этого музейного комплекса, которое планируется завершить к концу 2016 года, уже началось. Разработкой научной концепции будущего музея мануфактуры занимается коллектив квалифицированных специалистов. С его открытием на карте России появится ещё один интересный, достойного уровня объект туристического показа – центр народного искусства России с уникальным платочным производством с более чем двухвековой историей.

Также для стабильного развития платочной мануфактуры нами уже пятый год реализуется программа по формированию фирменной розничной сети по продаже платочных изделий – это монобрендовые магазины «Павловопосадские платки», открытые во многих областных центрах и в других крупных городах России, в пригородах столицы и Санкт-Петербурга. Сеть в настоящее время включает более 120 магазинов, из них более 30 – в Москве.

О славной истории промысла уже поведали две интереснейшие ретроспективные выставки – в залах Союза художников России на Покровке в феврале и совсем недавно – в июне – в Выставочном зале «Дом Широкова» в Павловском Посаде. Осенью состоится ещё одна выставка в Московском областном музее народных художественных промыслов.

В преддверии юбилейного года, в 2014 году, была издана замечательная книга «Платочной радуги узор», в которой впервые без политизированных оценок и наиболее полно представлена история Павловопосадского платочного предприятия от основания в 1795 году до наших дней: о событиях, о художниках и других мастерах, чьим трудом создаются знаменитые платки.

Открытое акционерное общество «Павловопосадская платочная мануфактура» – преемник глубоких народных традиций художественного изготовления платочных изделий с печатным авторским рисунком: платков, шалей, покрывал, шарфов. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, уже в конце XVIII века характер промысла приобрело домашнее крестьянское ткачество, а чуть позже и набойка – печать рисунка на ткань.

Особенно широкое развитие крестьянские текстильные промыслы получили в селе Вохна или Павлово (с 1844 года – город Павловский Посад). Домашнее крестьянское производство легло в основу первых текстильных мануфактур, появившихся здесь в конце XVIII века. Среди них была и шёлковая фабрика крестьянина Ивана Дмитриевича Лабзина, организованная в 1795 году, с которой и ведёт историю знаменитый промысел.

До середины XIX века у Лабзиных было красильное и ткацкое производство, выпускались шёлковые платки и материи. Используя традиционные навыки местных крестьян, в середине XIX века в Павловском Посаде приступили к производству модных тогда шерстяных и полушерстяных платков и шалей с набивным рисунком. Созданные рисовальщиками узоры печатники наносили на ткань деревянными резными формами – «манерами» и «цветками». В то время предприятие принадлежало Якову Ивановичу Лабзину – правнуку основателя и его компаньону Василию Ивановичу Грязнову. В 1868 году оно было зарегистрировано как Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». До революции 1917 года совладельцами предприятия были представители этих родов. К концу XIX века «лабзинское» производство становится одним из самых крупных в России по выпуску шерстяных набивных платков.

В 1918 году предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться «Старо-Павловская фабрика», а спустя десять лет переименовано в «Фабрику имени Х годовщины Красной Армии». Своё нынешнее название предприятие получило в 1996 году.

До конца 1980-х годов здесь сохранялась технология набойки платочных изделий при помощи резных деревянных печатных форм. Параллельно с ней с середины прошлого века развивался способ нанесения рисунка на ткань при помощи специальных сетчатых шаблонов. Этот способ печати по своим художественным возможностям близок к русской народной набойке, а по качеству и техническим возможностям превосходит её и в настоящее время является основным на производстве.

В конце прошлого века, обращаясь к истокам своего производства, на Павловопосадской платочной мануфактуре вновь наладили производство платков из натурального шёлка, декорированных набивным узором.

Платки и шали из Павловского Посада – одни из самых узнаваемых национальных символов России. Неслучайно их коллекции хранятся в крупнейших отечественных музеях, в том числе в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Русском музее, Эрмитаже, Российском музее этнографии, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, а также в музеях Нижнего Новгорода, Смоленска, Архангельска, Вологды и других городов России.

– Павловопосадская платочная мануфактура – бренд не только Подмосковья, но и всей страны, – отмечает министр культуры Московской области Олег Рожнов. – Безусловно, его широкая популярность сегодня объясняется прежде всего художественной ценностью выпускаемых изделий. Но не последнюю роль в сохранении известности павловопосадских платков и шалей играет и удачная маркетинговая стратегия. По всей стране – от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Сочи – работают фирменные торговые точки, занимающиеся их распространением. Часть продукции отправляется на экспорт. Важно и то, что на фабрике смогли, сохранив традиционное качество, сделать платки доступными по цене.

По мнению Олега Рожнова, народные художественные промыслы являются стержневой основой национальной культуры, поэтому необходимо сделать всё, чтобы то лучшее, что создавалось на протяжении веков мастерами и умельцами, сохранялось и развивалось. В Подмосковье, которое находится в числе регионов-лидеров и по количеству сохранённых промыслов, и по объёму выпускаемой ими продукции, накоплен большой и, что немаловажно, успешный опыт поддержки народных промыслов.

Характерная черта павловопосадких платков и шалей, отличающая их от подделок, – использование тканей из натуральных волокон: шерсти, шёлка и хлопка. Отличительным признаком изделий Павловопосадской мануфактуры считаются и богатые цветочные узоры. Цветы обычно собраны в букеты, заключены в медальоны различной формы или дополнены геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Нередко цветочные орнаменты комбинируются с восточными мотивами «огурцы», «бобы», «опахала». Рисунки для павловопосадских платков и шалей создаются по особым канонам, их техника десятилетиями передавалась из поколения в поколение. Сегодня, как и много лет назад, общая живописность павловопосадских платочных узоров сочетается с графической чёткостью и ясностью рисунка. При этом колористическая гамма строится как на использовании ярких контрастных цветов, так и на гармоничном сочетании сближенных тонов.

На павловопосадском платочном предприятии с середины XIX века сложилась и развивается уникальная Школа авторского павловопосадского платочного рисунка. Нигде в России более не готовят художников, создающих рисунки именно для платков. Только на платочной мануфактуре мастера, получившие первичную подготовку в качестве художников по тканям, становятся специалистами, умеющими творить рисунки для многоцветных платков.

Основу мастерства современных павловопосадских художников составляют их индивидуальные способности и талант, а также богатое творческое наследие их предшественников, которое и образовало традиционные художественно-стилевые особенности павловопосадских платков.

Каждый художник работает над авторским изделием от начала и до конца. Всего сейчас в творческой группе их десять: Ирина Дадонова, Виктор Зубрицкий, Валерия Фадеева, Елена Жукова, Татьяна Сухаревская, Елена Фаворитова, Елена Литвинова, Наталия Белокур, Валентина Созинова и Юлия Уткина.

О высоком качестве художественной продукции предприятия свидетельствует тот факт, что начиная с 1865 года павловопосадские шали удостаивались высоких оценок многих всероссийских и международных выставок. В том числе – Гран-при Международной выставки в Париже в 1937 году и Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1958-м. В 1881 году купец 1-й гильдии Яков Лабзин получил звание поставщика императорского двора – великой княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорского Высочества».

И в современной истории Павловопосадская мануфактура неоднократно становилась лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» и обладателем Российской национальной премии «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория». А в последние годы – лауреатом Национальной премии в области индустрии моды, Национальной премии за достижения и заслуги в области текстильной и лёгкой промышленности, Всероссийской премии «Национальная марка качества».


Тэги: Подмосковье
Обсудить в группе Telegram

Марина Александрина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Традиция» близко

    16.08.2021
  • Праздник вопреки

    31.05.2021
  • Елена Харламова: «Ничто не заменит зрителя в зале»

    19.01.2021
  • «Проклятие собаки» и не только

    25.11.2020
  • Названы победители премий Пришвина и Рождественского

    12.10.2020
  • Самопровозглашённый Лев

    606 голосов
  • Егор Кончаловский: «В Общественной палате работают неравнодушные люди»

    22 голосов
  • Славянский мир, сомкнись тесней

    12 голосов
  • Новая орбита „Нового Иерусалима“

    12 голосов
  • Андрей Воробьёв: «Никола Зарайский вернулся домой»

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS