Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 ноября 2025 г.
  4. № 45 (7009) (12.11.2025)
Литература

Платон Беседин: «Крым всегда давал мощнейшее вдохновение русской культуре»

17 ноября 2025
Крым, посёлок Симеиз. Аллея Аполлонов – место культуры и отдыха / КОНСТАНТИН МИХАЛЬЧЕВСКИЙ / РИА НОВОСТИ

Беседу вёл Роман Богословский

Севастопольский писатель Платон Беседин откровенно рассказывает о жизни в Крыму. Он не скрывает проблем полуострова, но и подчёркивает его достижения, призывая к системным решениям, а не пустой критике. Беседин уверен: Крыму и Севастополю нужны не только инвестиции, но и бережное отношение к их идентичности и культуре.

– Платон, опиши нынешнюю культурную ситуацию в Крыму. Достаточно широко разрекламирован фестиваль «Таврида.АРТ», например. Что ещё можешь выделить?

– Культурная жизнь в Крыму действительно крайне насыщенна. Спектакли, гастроли, концерты – всё это есть, несмотря на определённые логистические сложности. Однако я думаю, что для создания более плодотворной и созидательной в культурном плане среды необходимо, чтобы местные причастные к искусству люди были глубже и полнее интегрированы в этот процесс. Иногда есть ощущение, что Крым – это место для гастролей. Но мы должны помнить, что полуостров всегда давал мощнейшее вдохновение для всей русской культуры: она прирастала Крымом, если угодно. Важно, чтобы Севастополь и Крым дали России новых людей, новые идеи – я говорю об этом на протяжении десяти лет.   

– Однако сам ты не так уж часто появляешься именно на крымских событиях, всё больше тяготея к центру…

– Действительно, хотелось бы чаще появляться на крымских событиях. Меня на них зовут, но не так часто. В моём родном Севастополе библиотекари приглашают меня, а потом звонят и говорят: «Извините, не получится…». Это, к сожалению, проблемы на местах. В других городах я появляюсь, но хотелось бы чаще. Хочется быть более интегрированным и полезным на малой родине. Мне есть, что сказать. Хотелось бы работать в первую очередь с молодыми людьми. Ведь когда ты едешь из Севастополя не только в другие города страны, но и в иные государства – и там тебя с интересом слушают, задают вопросы… невольно ловишь себя на той банальной мысли, что нет пророка в своём отечестве. Хочется быть более интегрированным и полезным на малой Родине. Для этого есть и моё желание, и все возможности. 

– Платон, этой осенью я отдыхал в Симеизе, потому что там снимали один из моих любимых российских фильмов – «Шапито-шоу». Было интересно увидеть культовые места из кино в реальности. И, знаешь, я ожидал каких-то граффити, памятных досок, фанатских или даже официальных памятников или иных арт-объектов, связанных с этим кино, в нём всё же Мамонов снимался, есть куча историй о его пребывании в Симеизе. Но, к своему разочарованию, ничего этого не увидел! Более того! Как оказалось, Симеиз – это вообще мекка кино. В городке проходили съёмки эпизодов, например, таких советских хитов, как «Человек-амфибия», «Новые приключения неуловимых», «Десять негритят», – и никакой памяти об этом! Как это можно понять и объяснить?

– То, о чём ты спрашиваешь – заслуживает отдельной книги и документального кино, это как минимум. Я по мере своих сил стараюсь отражать это, например, в своих телепередачах и эссе. За время, прошедшее со дня возвращения Крыма в Россию, здесь решаются и уже решился целый ряд действительно глобальных вопросов. А к вопросам, связанным с отражением культурных процессов прошлого, я уверен, ещё будут обращаться. И тут, повторюсь, более инициативная внутренняя среда. Кое-что уже появляется, в других городах я это вижу – создаются, к примеру, различные маршруты, связанные с памятниками культуры. Кстати, у меня самого есть идея создать литературную карту Крыма. К сожалению, она пока не нашла должной поддержки. А почему бы не сделать и кинематографический маршрут? Но то, о чём ты говоришь, я часто встречаю по всей России – точнее, не встречаю. Надо больше отражать историю.

– Однако нас окружает не только культура. Возьмём тот же Симеиз – это одна из популярных южных точек отдыха. Прекраснейший посёлок: самобытный, со своей славной историей, особым микроклиматом и ландшафтом. Но при этом есть ощущение какой-то заброшенности. Исторические виллы – «Ксения», «Мечта», усадьба Мальцовых и другие – стоят, огороженные заборами. Никакие работы там не ведутся – и уже давно. Какие-то из них даже охраняются, то есть кто-то платит деньги охранникам. При этом ужасная разруха и надписи на стенах. С чем это связано? Почему власти Крыма не могут или не хотят привести такие чудесные места, как Симеиз, в порядок?

– А вот это, думаю, зависит напрямую от инвестиций, от реальных и конкретных действий людей с деньгами, причём большими деньгами. Ты же видел эти виллы? Они огромны. С другой стороны, превратить весь Крым в крутой курорт – это даже плохо. И севастопольцы, и крымчане, как и многие приезжие, хотят видеть в том числе и дикий, искренний Крым. Длинные пляжи, где не встретишь кофейни – в этом есть своя атмосфера, и как сейчас говорят, свой вайб, природная красота. Нет ведь задачи превратить каждый квадратный сантиметр полуострова в Шарм-эль-Шейх, да? Это не уместно. Это глупо. А что касается старых вилл – тут, к сожалению, ни у кого из нас денег не хватит. Так что ждём инвесторов.

– В Форосе картина уже совсем иная – ты находишься словно на заграничном курорте: крутые отели, красивые здания, современные ЖК. Посёлки рядом, а такая разница. Почему? Да, близ Фороса находилась когда-то дача Горбачёвых, но это было давно и вряд ли может влиять на нынешнее состояние инфраструктуры посёлка. Или может?

– Да, исторически сложилось так, что Форос стал местом притяжения. Я бы не стал говорить о какой-то конкуренции Симеиза и Фороса. И поверь, не все в Форосе могут сказать: да, отлично сделали. Мы говорим о том, что отдых в Крыму должен быть доступным для всех. Нельзя превращать это в аттракцион для богатых. Европа откроется рано или поздно – и богатые попрут туда.

– Платон, а теперь вопрос, который молчаливо вынашивают все россияне с материка. Почему в Крыму нет привычных глазу брендов? Торговые сети, АЗС, службы такси, сотовая связь – всё это какое-то… своё собственное, непривычное. Я, например, так и не смог подключиться к своему оператору, выходил в сеть только благодаря wi-fi. Слушай, я был в Крыму пять лет назад – дело обстояло примерно так. Сейчас стало получше... Прогресс идёт крайне нерешительно. Каковы причины такой разницы между тем, что за мостом, и тем, что перед ним?

– Нет, прогресс есть. Крупные банки, например, зашли к нам, пусть и не все. Появились некоторые торговые сети с доступными ценами, они есть и на материке, но под другими названиями. Да, бензин у нас чуть дороже, но вот уровень АЗС на порядок выше, чем на материке. Что касается крупных торговых сетей – многие боятся заходить к нам. Кого-то, видимо, не пускают. Я давно говорю: этот вопрос должен решаться на самом высоком государственном уровне. Большие продуктовые ретейлеры нам крайне необходимы, это совершенно точно. В стране нужна единая понятная торгово-экономическая система. Это сразу повлияет на цены в лучшую сторону, создаст здоровую конкуренцию.

– Как раз о ценах. Как они в Крыму формируются? И в магазинах они достаточно высоки, а уж у частников… Почему тот же виноград стоит примерно столько же, сколько в элитном супермаркете Москвы, хотя растёт он там же, в паре километров от места, где его продают? На вопрос возмущения хамоватый продавец у дороги мне бросил: «Не нравится – не покупайте!» 

– Я уже много лет говорю, ценовая политика – это один из ключевых для Севастополя и Крыма моментов. И снова повторюсь: его решение зависит от людей, которые сидят в правительстве максимально высоко. Конечно, появятся те, кто будет недоволен понижением цен. Но довольных, поверь, будет гораздо больше. Почему такие цены? Всё просто – логистика, желание обогащаться, отсутствие крупной конкуренции – вот, пожалуйста. Если ты единственный магазин на всё село, так чего тебе стесняться?.. Вот и ответ. Поток туристов на полуостров год от года только увеличивается. Также много богатых людей сюда переселяются – продают квартиры где-то на Севере, а покупают в Ялте. И таких много. Всё это вместе и есть ответ на твой вопрос о ценах. Отсюда такой дисбаланс. Который бьёт прежде всего по местному среднему классу и по приезжим, которые год копили деньги, чтобы две недели отдохнуть в Крыму, а вынуждены на всём экономить.

– Излюбленное место всех туристов – «Ласточкино гнездо». Так хотелось полюбоваться скалистым берегом моря, окунувшись в древнюю легенду этого места. Однако рядом работают краны, техника, там роют котлованы, проезд к побережью ужасно затруднён, автобусам с туристами ворота открывают какие-то рабочие в касках… Местные пояснили, что «большие люди из Москвы» затеяли тут масштабную стройку – делают отельный комплекс. Раньше тут главенствовали покой, тишина, море и легенды, а теперь что будет?..

– Всё это крайне индивидуально. Есть места, куда обновления вписались органично и логично. Но есть и такая застройка курортной инфраструктурой, которая совершенно не к месту. С одной стороны, можно сказать, что всё пропало, побережье нещадно застраивают, а с другой – не производить улучшений тоже глупо. Выше мы говорили о виллах Симеиза. Ну вот есть предприниматели, которые предпочитают строить с нуля, а не брать старое здание. Было много препирательств, когда отстраивали центральную часть Алупки. Но в итоге то, каким там всё сейчас стало, многим нравится. То есть тонко надо подходить к таким вещам. Тот же Керчь – там нужно многое возрождать, перестраивать, обновлять. То есть нет общего какого-то подхода. А что касается «Ласточкиного гнезда», то это большой проект, согласованный на разных уровнях. Главное – не потерять индивидуальность.  

– Ты часто пишешь на строительные темы касательно Севастополя. Там тоже, как я понимаю, жуткие стройки продолжаются, вытесняя старый город стеклом и бетоном?

– Я пишу о Севастополе, потому что живу тут и могу отслеживать изменения в реальном времени. Это совсем не значит, что в городе вообще ничего нового не должно появляться. Вопрос – как это новое вписано в ландшафт. Если это очередная бетонная безликость, то хорошего мало. Речь о городе со славной историей, мы все должны её уважать. Баланс, гармония – вот к чему я призываю. Я против уничтожения, вымарывания идентичности. Крым включает в себя очень разные территории, их нельзя унифицировать, подходить к ним бездумно. Я не хочу, чтобы мой родной город стал просто «типовым городом». И что ещё важно – нельзя строить всё исключительно под отдых и комфорт для богатых. Это базовые вещи.

– Платон, закончу интервью вопросом о крымском телевидении. Знаешь, местные программы напомнили мне, извини, провинциальное российское ТВ года примерно 2003 го… Тут-то что не так? Почему единственная современная программа – это твоя «Игра в классики», а остальное, мягко говоря, сильно отличается. Создалось ощущение, что местные телевизионщики просто не знают, куда девать эфирное время… Медиа в Крыму вообще не развиваются?

– Мы живём не в лучший для медиа век. Что касается моих коллег, телевидения Крыма, на мой взгляд, за последние годы сделано множество реально интересных проектов. Это различные ток-шоу, это, к примеру, «Золото викингов». Есть хорошие развлекательные проекты, мне очень нравится программы, которые делают ребята на Радио Крым. Журналисты пробуют разные форматы – от краеведческих до молодёжных. Могу сказать, что по картинке и контенту наше телевидение одно из лучших в России. Премии «ТЭФИ», которые неоднократно получали мои крымские коллеги, тому доказательство.

Обсудить в группе Telegram

Роман Богословский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бог и Дьявол после ядерного апокалипсиса

    17.11.2025
  • Поры прощанья знакомый почерк

    16.11.2025
  • Михаил Фаустов: «Тащить нечитающего человека в книжную культуру – бессмысленное занятие»

    16.11.2025
  • Андрей Синявский: «Даниэль был излишне оптимистичен»

    15.11.2025
  • Редакциям толстых литературных журналов пора осваивать Интернет

    15.11.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS