Кто сегодня делает философию в России. / Автор-сост. А. Нилогов. –Т. 1. – М.: Поколение, 2007. – 576 с.
Двадцатишестилетний уроженец Хакасии Алексей Нилогов в полном соответствии с возрастом дерзок, амбициозен, эпатажен, однако не по годам скрупулёзен, систематичен и, можно сказать, академичен. Он уже успел написать несколько оригинальных, весьма обстоятельных языковедческих монографий, преуспел в серьёзной интеллектуальной журналистике, регулярно публикуя в ведущих российских газетах собственные концептуальные эссе, статьи и интервью с отечественными интеллектуалами.
Подготовленный Нилоговым первый том книги «Кто сегодня делает философию в России» – несомненно, самая крупная и самая примечательная на сегодня работа молодого учёного. В ней представлены «манифесты» современных русских философов, беседы с ними, их краткие, но довольно изящно очерченные биографии. Со страниц сборника разной степени глубины мыслями с читателями делятся уже отошедшие в мир иной Александр Зиновьев и Дмитрий Пригов, а также полные творческих сил Дмитрий Галковский, Юрий Мамлеев, Георгий Гачев, Александр Дугин, Дмитрий Крылов, Александр Секацкий и многие другие – всего три десятка персон.
Они рассуждают на темы богословия и лингвистики, литературы и искусства, политологии и публицистики, социологии и других актуально-гуманитарных дисциплин. Разумеется, вся персональная гамма носителей и трансляторов современной мысли этим первым томом не представлена, а значит, Алексею Нилогову придётся ещё изрядно покорпеть над продолжением антологии. Ведь первосортных интеллектуалов в России гораздо больше, чем тридцать или даже полсотни человек.
Но уже сделанное Нилоговым вызывает уважение и немалый интерес. Видимо, не напрасно в собственном интернет-блоге – «Живом Журнале» – молодой философ с этакой ребячьей, нарочито горделивой непосредственностью многократно прорекламировал свою новую большую книгу – трудов и интеллекта (естественно, не только авторского) в неё вложено немало.
Вряд ли есть смысл вытаскивать из неё отдельные цитаты: беседы и «манифесты» участников сборника чрезвычайно разносторонни, во многом спорны, но, как правило, умственно и духовно насыщенны. Отдавая должное составителю, пожалуй, уместнее привести здесь фрагменты его рассуждений, опубликованных в том же «Живом Журнале». В своём эссе «Поминки по советской философии» Нилогов заявляет: «Чтобы написать некролог советской философии, сначала нужно констатировать её смерть. Однако существует опасение, что она до сих пор жива, а её представители продолжают вести двойную идеологическую бухгалтерию.
Одни из них переоделись в культуртрегеров, юродствуя над «доморощенными постмодернистами». Другие вырядились в историков философии, достав из полинявшего гардероба иноземные маски. Третьи открыли в себе философов и методологов науки, наперегонки устремившись в нанотехнологии. Воинствующие атеисты переквалифицировались в не менее воинствующих религиоведов, а самые отъявленные из их числа – в богословов и священнослужителей. Истматовские бонзы облачились в вериги нищеты историцизма, отправившись на поиски «третьего пути». Диаматовские динозавры, конъюнктурно сменив вывески, перекочевали на кафедры онтологии и теории познания вместо того, чтобы переименовать их в кафедры патологии и теории незнания. Философия для внутреннего пользования впала в «экзистенциальщину, заискивающе поглядывая вослед философии для внешнего пользования, в рамках которой была сделана неудачная попытка деконструкции советскости и интеллигентского комплекса.
Незаконнорождённым ребёнком советской философии явилась постсоветская философия, от которой на своих руинах отказалось государство, сослав её в гетто безыдейности. Только недавно власть начала подавать философии знаки внимания, наивно полагая, что последняя даст историософское оправдание нынешнего политического режима...»
Как видим, автор представленной книги отнюдь не избегает в своих публичных высказываниях известного фрондёрства и даже некоего политико-философского радикализма. Но это для молодого интеллектуала, право же, скорее норма, чем аномалия...