Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Плечи гиганта

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Ванслов В.В. Эстетика и изобразительное искусство: Статьи о произведениях и художниках. – М.: Памятники исторической мысли, 2007. – 344 с.: ил. 

Ванслов В.В. Под сенью муз: Воспоминания и этюды. – М.: Памятники исторической мысли, 2007. – 424 с.: ил.

Вольтер как-то обмолвился, что лучшая книга – та, половину которой пишет читатель. Что ж, в таком случае сборники Виктора Владимировича Ванслова законно займут место среди избранных. 

Читая статьи академика, я постоянно нахожусь с ним в диалоге. Спорю, соглашаюсь; восхищаюсь точности наблюдений; поражаюсь глубине анализа; договариваю то, что автор, на мой взгляд, не сказал, хотя мог бы; порой сопротивляюсь частностям; в общем, живу. Получая удовольствие от такой жизни. 

Зато рецензировать Ванслова мне ой как нелегко. Именно по причине вовлечённости в процесс создания произведения. Ну как, скажите, отделить то, о чём написал Виктор Владимирович, от того, что он инициировал во мне? О какой книге говорить – о той, что создал автор, или о той, что вышла у читателя? 

Возьмём начало «Эстетики...». Первая же статья посвящена разбору феномена искусства. Исследователь В. отказывается дать дефиницию понятия, законно полагая, что любое определение ограничивает, устанавливает предел явления. Читатель М. в итоге вынужден сам возводить конструкцию искусства-как-события. И если означенный читатель когда-то напишет собственную книгу, посвящённую природе данного предмета, то одним из гигантов, на плечи которого он обопрётся, окажется, несомненно, Виктор Ванслов. 

То же можно сказать и о красоте, которую Виктор Владимирович рассматривает всесторонне, демонстрируя, как понятие о ней трансформируется в зависимости от эпохи. По Ванслову, красота не есть нечто застывшее. Она всегда лежит на пересечении «должного» и «идеального». Где «должное» – функция времени. Я бы, скажем, воспользовался понятием не пересечения, но предела «должного», стремящегося к «идеальному», время бы «разжаловал» из аргумента до параметра, но – стоп! – я пока не пишу свою книгу... 

Исследователь прекрасного, помни, что с Вансловым не только можно, но и нужно спорить, ибо как ты добудешь Истину? Однако с чем никак нельзя не согласиться, так это с общей направленностью вансловских мыслей. Искусство для него существует лишь в рамках культуры, здоровый эстетический инстинкт подсказывает Виктору Владимировичу ответы на все вопросы. Без реверансов отвергает он творчество порочное, вульгарное, слащавое, смакующее уродства. С аристократическим пренебрежением отмахиваясь от этой заразы. 

Зато о тех, кого любит, Ванслов пишет подробно, со страстностью юноши. Именно из комплиментарных примеров и складывается остов того здания, возводить которое он призывает читателя. 

Любовь – вообще то чувство, которого автор не стыдится ничуть. «Под сенью муз» и начинается с почти-поэмы о семье, сдержанной, но полной тепла, чтобы продолжиться мемуарной пастелью о коллегах по ВТО, по журналу «Балет», по тем из друзей, каждый из которых – целая эпоха в истории СССР. Нашлось в ней место и для теоретических этюдов: Ванслов – человек науки, и никуда от этого ему не деться. И, как и каждый истинный учёный, он пишет бесконечный труд, ведёт непрерывный внутренний монолог, фрагменты из которого иногда обретают фиксацию в письме. А музыка, танец, картины и творцы всего этого великолепия – всего лишь провокация, вызов, брошенный зодчему гармонии, возводимой в душе каждого, кому доведётся взять в руки рекомендуемые мной книги академика Виктора Ванслова. 

Евгений МАЛИКОВ

16 мая действительный член Академии художеств, доктор искусствоведения Виктор Владимирович Ванслов празднует своё 85-летие, а в течение года – 45-летие работы в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и 20-летие с момента его возглавления. Ванслов полон сил, чему свидетельство – наши постоянные встречи на вечерах балета. Мы искренне желаем академику здоровья, а вот успехов он добился и без нас.
Долгих лет жизни, дорогой Виктор Владимирович! 

Отдел «ИСКУССТВО»

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS