Под сенью муз: Воспоминания и этюды. – М.: Памятники исторической мысли, 2007. – 424 с.: ил.
Вольтер как-то обмолвился, что лучшая книга – та, половину которой пишет читатель. Что ж, в таком случае сборники Виктора Владимировича Ванслова законно займут место среди избранных.
Читая статьи академика, я постоянно нахожусь с ним в диалоге. Спорю, соглашаюсь; восхищаюсь точности наблюдений; поражаюсь глубине анализа; договариваю то, что автор, на мой взгляд, не сказал, хотя мог бы; порой сопротивляюсь частностям; в общем, живу. Получая удовольствие от такой жизни.
Зато рецензировать Ванслова мне ой как нелегко. Именно по причине вовлечённости в процесс создания произведения. Ну как, скажите, отделить то, о чём написал Виктор Владимирович, от того, что он инициировал во мне? О какой книге говорить – о той, что создал автор, или о той, что вышла у читателя?
Возьмём начало «Эстетики...». Первая же статья посвящена разбору феномена искусства. Исследователь В. отказывается дать дефиницию понятия, законно полагая, что любое определение ограничивает, устанавливает предел явления. Читатель М. в итоге вынужден сам возводить конструкцию искусства-как-события. И если означенный читатель когда-то напишет собственную книгу, посвящённую природе данного предмета, то одним из гигантов, на плечи которого он обопрётся, окажется, несомненно, Виктор Ванслов.
То же можно сказать и о красоте, которую Виктор Владимирович рассматривает всесторонне, демонстрируя, как понятие о ней трансформируется в зависимости от эпохи. По Ванслову, красота не есть нечто застывшее. Она всегда лежит на пересечении «должного» и «идеального». Где «должное» – функция времени. Я бы, скажем, воспользовался понятием не пересечения, но предела «должного», стремящегося к «идеальному», время бы «разжаловал» из аргумента до параметра, но – стоп! – я пока не пишу свою книгу...
Исследователь прекрасного, помни, что с Вансловым не только можно, но и нужно спорить, ибо как ты добудешь Истину? Однако с чем никак нельзя не согласиться, так это с общей направленностью вансловских мыслей. Искусство для него существует лишь в рамках культуры, здоровый эстетический инстинкт подсказывает Виктору Владимировичу ответы на все вопросы. Без реверансов отвергает он творчество порочное, вульгарное, слащавое, смакующее уродства. С аристократическим пренебрежением отмахиваясь от этой заразы.
Зато о тех, кого любит, Ванслов пишет подробно, со страстностью юноши. Именно из комплиментарных примеров и складывается остов того здания, возводить которое он призывает читателя.
Любовь – вообще то чувство, которого автор не стыдится ничуть. «Под сенью муз» и начинается с почти-поэмы о семье, сдержанной, но полной тепла, чтобы продолжиться мемуарной пастелью о коллегах по ВТО, по журналу «Балет», по тем из друзей, каждый из которых – целая эпоха в истории СССР. Нашлось в ней место и для теоретических этюдов: Ванслов – человек науки, и никуда от этого ему не деться. И, как и каждый истинный учёный, он пишет бесконечный труд, ведёт непрерывный внутренний монолог, фрагменты из которого иногда обретают фиксацию в письме. А музыка, танец, картины и творцы всего этого великолепия – всего лишь провокация, вызов, брошенный зодчему гармонии, возводимой в душе каждого, кому доведётся взять в руки рекомендуемые мной книги академика Виктора Ванслова.
16 мая действительный член Академии художеств, доктор искусствоведения Виктор Владимирович Ванслов празднует своё 85-летие, а в течение года – 45-летие работы в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и 20-летие с момента его возглавления. Ванслов полон сил, чему свидетельство – наши постоянные встречи на вечерах балета. Мы искренне желаем академику здоровья, а вот успехов он добился и без нас.
Долгих лет жизни, дорогой Виктор Владимирович!
Отдел «ИСКУССТВО»