Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Плечи гиганта

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Ванслов В.В. Эстетика и изобразительное искусство: Статьи о произведениях и художниках. – М.: Памятники исторической мысли, 2007. – 344 с.: ил. 

Ванслов В.В. Под сенью муз: Воспоминания и этюды. – М.: Памятники исторической мысли, 2007. – 424 с.: ил.

Вольтер как-то обмолвился, что лучшая книга – та, половину которой пишет читатель. Что ж, в таком случае сборники Виктора Владимировича Ванслова законно займут место среди избранных. 

Читая статьи академика, я постоянно нахожусь с ним в диалоге. Спорю, соглашаюсь; восхищаюсь точности наблюдений; поражаюсь глубине анализа; договариваю то, что автор, на мой взгляд, не сказал, хотя мог бы; порой сопротивляюсь частностям; в общем, живу. Получая удовольствие от такой жизни. 

Зато рецензировать Ванслова мне ой как нелегко. Именно по причине вовлечённости в процесс создания произведения. Ну как, скажите, отделить то, о чём написал Виктор Владимирович, от того, что он инициировал во мне? О какой книге говорить – о той, что создал автор, или о той, что вышла у читателя? 

Возьмём начало «Эстетики...». Первая же статья посвящена разбору феномена искусства. Исследователь В. отказывается дать дефиницию понятия, законно полагая, что любое определение ограничивает, устанавливает предел явления. Читатель М. в итоге вынужден сам возводить конструкцию искусства-как-события. И если означенный читатель когда-то напишет собственную книгу, посвящённую природе данного предмета, то одним из гигантов, на плечи которого он обопрётся, окажется, несомненно, Виктор Ванслов. 

То же можно сказать и о красоте, которую Виктор Владимирович рассматривает всесторонне, демонстрируя, как понятие о ней трансформируется в зависимости от эпохи. По Ванслову, красота не есть нечто застывшее. Она всегда лежит на пересечении «должного» и «идеального». Где «должное» – функция времени. Я бы, скажем, воспользовался понятием не пересечения, но предела «должного», стремящегося к «идеальному», время бы «разжаловал» из аргумента до параметра, но – стоп! – я пока не пишу свою книгу... 

Исследователь прекрасного, помни, что с Вансловым не только можно, но и нужно спорить, ибо как ты добудешь Истину? Однако с чем никак нельзя не согласиться, так это с общей направленностью вансловских мыслей. Искусство для него существует лишь в рамках культуры, здоровый эстетический инстинкт подсказывает Виктору Владимировичу ответы на все вопросы. Без реверансов отвергает он творчество порочное, вульгарное, слащавое, смакующее уродства. С аристократическим пренебрежением отмахиваясь от этой заразы. 

Зато о тех, кого любит, Ванслов пишет подробно, со страстностью юноши. Именно из комплиментарных примеров и складывается остов того здания, возводить которое он призывает читателя. 

Любовь – вообще то чувство, которого автор не стыдится ничуть. «Под сенью муз» и начинается с почти-поэмы о семье, сдержанной, но полной тепла, чтобы продолжиться мемуарной пастелью о коллегах по ВТО, по журналу «Балет», по тем из друзей, каждый из которых – целая эпоха в истории СССР. Нашлось в ней место и для теоретических этюдов: Ванслов – человек науки, и никуда от этого ему не деться. И, как и каждый истинный учёный, он пишет бесконечный труд, ведёт непрерывный внутренний монолог, фрагменты из которого иногда обретают фиксацию в письме. А музыка, танец, картины и творцы всего этого великолепия – всего лишь провокация, вызов, брошенный зодчему гармонии, возводимой в душе каждого, кому доведётся взять в руки рекомендуемые мной книги академика Виктора Ванслова. 

Евгений МАЛИКОВ

16 мая действительный член Академии художеств, доктор искусствоведения Виктор Владимирович Ванслов празднует своё 85-летие, а в течение года – 45-летие работы в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и 20-летие с момента его возглавления. Ванслов полон сил, чему свидетельство – наши постоянные встречи на вечерах балета. Мы искренне желаем академику здоровья, а вот успехов он добился и без нас.
Долгих лет жизни, дорогой Виктор Владимирович! 

Отдел «ИСКУССТВО»

Евгений Маликов


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты