Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Плен воспоминаний

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

В Государственном институте искусствознания – выставка живописи Карлоса Хачатряна. Выходец из Армении, выпускник Ереванского художественного института, Карлос с 2002 года живёт в городе Вязьме. В ГИИ экспонируются в основном работы последнего, вязьменского десятилетия, но все они проникнуты атмосферой воспоминаний о той среде, в которой происходило сложение образного видения и творческого метода художника. Каковы же эти воспоминания?

Разумеется, это родная Армения. Начнём с цветовой гаммы. В картинах Хачатряна много жёлтого цвета: пшеничное поле с бегущими по нему детьми («Перед дождём», 2007), безлюдная равнина с выжженной до желтизны травой («Предчувствие», 2009). Колорит этих работ отдалённо напоминает цветовой строй «эталонных» армянских пейзажей, скажем, того же Сарьяна. Только здесь нет сарьяновской сочности и звучности цвета – картина мира воспринимается словно сквозь дымчатое стекло, поглощающее яркие солнечные лучи. Ощущение дымки возникает почти во всех пейзажах художника, она-то и создаёт тот романтический флёр, в котором рождаются видения, обозначающие пространство исторической памяти. В этой дымке размываются силуэты предметов, смягчается линия горизонта – стихии воздуха и земли сливаются воедино. Пластическое единство полотна подчёркивается самой манерой наложения краски: художник пишет, словно акварелью, очень жидким маслом. И в этом едином «эфире» тонкого красочного слоя могут возникать наряду с реалистически воплощёнными изображениями фантомные силуэты: фрагмент каменного декора храма с характерной для Армении стилистикой средневековой архитектуры («Дороги к храму», 2008), иконографически узнаваемая евангельская сцена («Благовещение», 2010). Адресность мотива – природного и архитектурного – словно «нить Ариадны», связывающая художника с родиной и её культурой.

Но есть в искусстве Карлоса Хачатряна и иные связующие нити. Они ведут в «чужие», не отмеченные родовой памятью пространства и художественные системы. Зрителю может быть продемонстрирован некий общеевропейский стиль, выражающийся в дизайнерском подходе к структурированию полотна, особенно когда объектом изображения становятся цветы. Крупные, максимально приближённые к зрителю, они буквально заполоняют плоскость холста, превращая его в декоративное панно («Алые цветы», 1990). Есть и гиперреалистические, граничащие с фотографичностью, вещи («Одиночество». 2007), явно указующие на связи с искусством Прибалтики, особенно с эстонской школой 70-х – середины 80-х годов, культивирующей фотореализм, конкретно – с живописью Андо Кесккюлы.

Тут следует остановиться, оглянуться… И вспомнить те времена, когда разные школы – латышская, литовская, грузинская, армянская и пр. – были составляющими единого художественного процесса огромной страны. В 60-е и 70-е годы, после господства парадно-представительского официоза, нивелирующего национальные особенности искусства, появляется активное тяготение к утверждению самобытности каждой из школ. Совместное пребывание художников в домах творчества и работа в творческих группах лишь обостряла желание каждого автора показать индивидуальность своего мира, воссозданного в особой пластической системе, которая, в свою очередь, обусловлена комплексом историко-художественных традиций и мировоззренческих установок. А что художников объединяло? Страстный интерес друг к другу (с каким теплом вспоминаются теперь «интернациональные» ночные посиделки в номерах домов творчества, когда участники группы рассказывали о себе и обычаях своего народа). Совместное стремление к овладению высокой живописной культурой (дух соревновательности заставлял держать высокую планку профессионального ремесла). И это лишь малая доля преимуществ, характеризующих ту, ставшую уже далёкой историей, нашу художественную жизнь. Она кипела, и память об этом кипении в едином «котле», выплавлявшем яркие таланты, несёт в себе искусство Карлоса Хачатряна, период становления которого совпал со временем освобождения искусства от оков единой идеологической доктрины.

Ольга КОСТИНА, кандидат искусствоведения

Обсудить в группе Telegram

Ольга Костина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS