Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пленник лабиринта

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Белютин Э.М. Правда памяти: картины и люди. Из записных книжек художника (1937–2007) / Элий Белютин. – М.: АСТ: Русь-Олимп, 2008. – 319 [1] с., 64 л. ил. – (Салон изящных искусств).

Если вы прочтёте где-то, что фигуру Давида в Сикстинской капелле рисовал вовсе не Шекспир, а неизвестный автор (не исключено, что по имени Эрнст), не пугайтесь: с вами всё в порядке. Это с историками искусства неладно. Да и от Шекспира, если честно, всего ожидать можно.

Впрочем, бог с ним, с Шекспиром. Но история способна озадачить. Причём чем ближе она к нам, тем менее достоверным является её писаный вариант.
Например.

«Выставка под названием «Дегенеративное искусство», представлявшая около 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии, была открыта 19 июля 1937-го в мюнхенском «Доме искусства». До апреля 1941 г. она объехала ещё 12 городов, её посетили 3 миллиона зрителей». Экспозиция задокументирована, список авторов найти легко.

Тем не менее ряд источников, указывая дату 31 марта 1936 года, путает её с иной выставкой: Grosse Deutsche Kunstansstellung. Тоже интересной, но про другое.

Зачем я об этом? Дело в том, что и у нас достаточно накладок: и полувека не прошло, как выставку в Манеже, посвящённую 30-летию МОСХ (1962), обыденное сознание стало совмещать с «бульдозерной выставкой», организованной на пустыре в Беляеве-Богородском Оскаром Рабиным 15 сентября 1974 г.

Оба события замечательны, но каждое по-своему. Во втором случае – использованием техники спецавтохозяйства для демонтажа экспозиции, в первом – употреблением главой государства ненормативной лексики при осмотре. Напомним, что именно участников того показа Никита Сергеевич Хрущёв неосознанно обвинил в нетрадиционной сексуальной ориентации.

Однако даже с выставкой в Манеже не всё ясно. Например, из рассматриваемой книги Белютина выходит, что весь проект был основан исключительно на работах художников его студии. Где правда?

Впрочем, в мою задачу не входит разбор хроник. Цель скромнее – представить «записные книжки» художника, непосредственно участвовавшего в событиях, отдающихся громким эхом до сих пор. И показать, что «пленниками лабиринта» фигуранты истории остались не только в фактологии, но и в интерпретации происходящего на их глазах.

Что в целом объяснимо: лабиринт разрешается лишь снаружи. Изнутри он всегда загадка. Для её разрешения требуется «выход из-под контроля», а вот этого самого «обретения свободы» не хватило не только Белютину – все художники, ориентированные на западный арт-рынок, остались в плену иллюзий о прогрессивности абстракционизма.

Элий Михайлович Белютин обывателю неведом. Специалисты знают его как основателя движения «Новая реальность». К реальности его упражнения отношение имели косвенное. Как любая абстракция, они отражали субъективное мировосприятие автора. В качестве иллюстрации проблем частного сознания «больного ребёнка» они имели право на существование, но считаться фактом культуры им было более чем оптимистично. Речь даже не о том, что культура конвенциональна (договориться можно обо всём), а о том, что её здание возводится коллективно. Потребителем даже более, чем созидателем.

Обширные и подкреплённые множеством цитат зарубежных авторов записки Белютина пестрят уничижительными характеристиками в адрес таких мастеров, как художник Герасимов и скульптор Вучетич, и жалобами на «искусствоведов в штатском».

Последнее отдаёт некоторым кокетством, а первое смешно. Обвинение Вучетича в бездарности напоминает брань ещё одного «героя культурного сопротивления» Эдисона Денисова, обращённую к Свиридову за то, что данный композитор писал мелодичную музыку.

К людям же в «штатском» сам Белютин обращался не раз. Симбиоз между художниками и «кровавой гэбнёй» позволял мастерам кисти использовать «контору» в борьбе с идеологией. КГБ успешно играл на амбициях абстракционистов, не открывая, впрочем, им своих истинных целей.

Белютину казалось, что, воюя с Сусловым, организовывая письма Хрущёву, он творит историю, тогда как она шла своим чередом. Била ботинком по трибуне ООН, испытывала термоядерные бомбы на Новой Земле.

Даже культура была больше по зубам «неграмотному мужику Никите» и «серому кардиналу Кремля» Суслову, чем «белютинцам». Не доверяя «частному», государственные люди точно следовали тончайшему эстету Оскару Уайльду, сказавшему, что не искусство следует за жизнью, а жизнь подражает искусству.
Подражать же больному сознанию было работающей стране не с руки.
Всё же я не стану утверждать, что жизнь Белютина прошла напрасно и его эстетика оказалась бесполезной. В рамках не каждодневного труда, но озаряемого редкими вспышками поиска и созидания значение «белютинцев» переоценить трудно. Они продолжили революционную линию русского искусства, явились поздними наследниками отечественного авангарда. Их дерзания поражают до сих пор, как поражали самого Белютина утопические проекты новой Москвы, будто скопированной с «Дома в тысячу этажей» Яна Вайсса. Книги, прямо скажем, безрадостной, рисующей утопию плодом горячечного бреда. Что с того, что данный бред овладел авангардистами?

Осмелюсь всё же утверждать: народу нужны мечтатели. Знали это и «члены политбюро», и «искусствоведы в штатском». Поэтому художники-перверты (по смягчённой терминологии Н.С. Хрущёва) в лагеря оформителями не отправлялись (заключённых власти боялись испортить?), даже жили вполне безбедно. Играя с властью, они добились мировой рыночной славы, оставаясь чужаками на родине.

К чему привела их борьба, мы можем увидеть сейчас. Никого с пьедестала деятели арт-авангарда не свергли. Сами забыты. Им на смену пришли совсем уж посредственности, но такие же «дерзновенные» и раскупаемые на Западе.

Подражать Кулику или «Синим Носам» по-прежнему здоровый человек не станет. Как никто массово не спешил вслед за Белютиным.

Его книга хороша тем, что даёт понять, кем были люди, вызвавшие гнев Хрущёва. Она одинаково полезна и тому, кто всё ещё «сбрасывает Пушкина с корабля современности», и тому, кто «ни за что на свете не хотел бы <...> иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Что ещё требовать от мемуаров?

Валерий АНТОНОВ

Обсудить в группе Telegram

Валерий Антонов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS