Битва за воздух свободы. – М.: Алгоритм, 2008. – 256 с. – (Против всех).
Сергей Шаргунов – личность, во всех отношениях приметная и необыкновенно театральная (ну, то есть «жизнь – театр» и всё такое прочее). Практически все его маски ярки, броски (кто-то скажет «аляповаты», но будет неправ), запоминаемы. Гипертрофированная бодрость, подчас сменяемая эдаким манифестационным трагизмом. Врождённо искусное подражание «кумирам», перемежаемое тонко-элегантной или, наоборот, эпатажно-брутальной оригинальностью мысли и слова. Не вызывающий антипатии лёгкий конформизм, смешанный с ура-р-р-революционным пафосом…
Неслучайно среди героев его новой книги оказались чемпион мира по возведению небоскрёбов из метафор Александр Проханов и его стилистический почти антипод, международный мастер литературно-эстетической редукции Эдуард Лимонов. Именно этих двух самых «политизированных» в стране писателей, пожалуй, уместно считать главными учителями молодого Шаргунова.
Сам Шаргунов в этом вряд ли публично признается, но этого и не нужно. Наиболее колоритные и содержательные эссе представленного здесь сборника посвящены как раз Лимонову и Проханову. Не забыл автор «увековечить» в книге и своих друзей, представителей новой генерации литераторов Прилепина, Орлову, Денежкину, Сенчина, Геласимова, Бойко, сделал почтительные поклоны в сторону Сергея Михалкова и Юрия Мамлеева…
Сборник молодого писателя (заметим, публицистический) полон хорошей энергетики. И… чрезвычайно пёстрой эклектики. Это неудивительно. Рано, но прочно осознав в своей жизни, что между игрой в революцию и деланием оной дистанция ох какая огромадная, Сергей Шаргунов на страницах книги тем не менее радикально, почти «по-экстремистски» рассуждает:
«Порочный тухлый круг «элиты», ворующей и безвольной, не способной на стратегические перемены ни внутри себя, ни в стране. Может ли Россия поразить мир и выиграть проигранное историческое время? С такими кадрами Россию ждёт тяжкий, сужающийся круг убожества. России нужны не узкие «специалисты», мелкотравчатые плуты. Россию не спасёт и допуск во власть толп «простонародья», которые тут же начнут бухать и хапать. Нужна яркая, непродажная и умная элита. России нужны особые госкадры».
Казалось бы, логически вытекает клич-призыв: «Все на баррикады!» Или как минимум: «Долой тухлую элиту!»
Отнюдь не вытекает. Шаргунов, характеризуя своего «идеального читателя», резюмирует:
«Он ждёт. Он ждёт – наблюдая, как обновляется само время, и река истории проносит вздутые тела. Потом он встаёт, разминается, улыбается широко, смотрит в оба, и река, верная, лижет ему ноги».
Что ж, подобным оптимизмом наверняка можно заразить не одного читателя.
Короче говоря, ждём-с…