Концертом известного скрипача Сергея Крылова с оркестром Михаила Плетнёва завершился Большой фестиваль Российского национального оркестра, который показал в прямом эфире телеканал «Культура». Музыкант принял участие в первом международном фестивале мастер-классов памяти Мстислава Ростроповича «Слава маэстро!». А 29 октября он поднимется на сцену Большого зала Консерватории с камерным оркестром «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
– На какой скрипке вы играете? Продолжается ли диалог с ней после того, как закончился концерт?
– Это достаточно неординарно, но я играю на скрипке, сделанной моим отцом Александром Крыловым в 1994 году в Кремоне. Сам этот факт о многом говорит. Я считаю, что это уникальный инструмент, даже в сравнении со старыми кремонскими мастерами конца XVII века. Мой папа был очень известным скрипичным мастером не только в советские времена.
С 1989 года мы переехали жить в Кремону, мировой центр скрипичного мастерства, прославленный знаменитыми Страдивари, Гварнери и Бергонци. Мой отец всегда мечтал жить в Кремоне. Он окончил с отличием Академию Страдивари, которая до сих пор существует и считается главной школой скрипичного мастерства. 10 лет назад, к сожалению, отец мой ушёл из жизни, но он оставил вот эти, на мой взгляд, шедевры. Мне бы хотелось купить какую-то другую скрипку отца, но их не продают, потому что никто не хочет этого делать. После его смерти мне было очень трудно играть на его скрипке, и я смог её взять в руки только 3–4 года назад.
Что касается диалога со скрипкой, то я, наверное, в чём-то разочарую. После концертного или после репетиционного периода, когда кладу скрипку в футляр, я её очень тщательно чищу тряпочкой, но у меня никогда не было вот этого personal relationship (личных отношений). Но свою скрипку очень люблю и считаю, что мой инструмент потрясающий.
– Вы теперь стали в Москве частым гостем. Сами проявляете инициативу или откликаетесь на приглашения?
– За восемнадцать лет отсутствия у меня, конечно, были приглашения играть в Москве. Но вот два года назад я был приглашён одновременно двумя людьми – Юрием Башметом и Михаилом Плетнёвым. Считаю, что играть с этими двумя грандиозными дирижёрами – большой шанс для музыканта, и я согласился, сказал «да» с большим удовольствием.
– На закрытии Большого фестиваля РНО вы выступили со сложнейшей, виртуозной программой. Есть ли среди этих общепризнанных шедевров особенно дорогие вашему сердцу сочинения?
– Мой конёк – его в этой программе нет – это «Кармен» Сарасате. Зато есть «Интродукция и рондо-каприччиозо» и «Цыганские напевы», я их тоже очень люблю. Это сложнейшие произведения не только для скрипача, но и для оркестра и для дирижёра. Оркестр там имеет очень большое значение и должен проявить грандиозную гибкость. Я думаю, что как раз потрясающий оркестр РНО под управлением такого грандиозного маэстро, как Плетнёв, прекрасно справился с этой задачей.
– Каково ваше главное ощущение от дирижёрской манеры Михаила Плетнёва, его трактовок? Легко ли вы нашли творческое взаимопонимание?
– То, как Плетнёв дирижирует, на мой взгляд, очень просто и музыкально понятно. Его дирижирование – это правда, а правду не обязательно кричать громко; это спокойный голос, очень красивый и понятный жест. У меня очень высокая оценка его мастерства, если я могу себе позволить так сказать в адрес Плетнёва как музыканта и как дирижёра.
– Существует ли для вас такое понятие, как «помогают играть стены» или помогает «дух зала»? Согласны ли вы с этим, есть ли у вас такой любимый зал или концертная площадка?
– Когда играешь 70–80 концертов в год, конечно, любимые залы есть. У меня это больше связано с хорошей акустикой. Самая гениальная акустика, где я играл, – это театр «Колон» в Буэнос-Айресе, это грандиозного размера театр, и акустика в нём совершенно феноменальная. Можно играть pianissimo, и будет слышно всё. (Есть в Италии такая пословица: слышно, даже когда сломаешь сигарету.) Хороших залов много. Скорее, нужно говорить о публике. Я очень люблю московскую публику и очень люблю публику Санкт-Петербурга.
– Вы участвуете в грандиозном проекте со Стингом…
– На днях я должен быть в Лондоне в Ковент-Гардене, где будет запущен этот проект. Он как космический корабль! Это будет DVD, на котором записан музыкальный спектакль, где Стинг читает прозу. Название спектакля – «В музыке и словах». Он рассказывает немножечко о жизни Роберта и Клары Шуман. Роберт – это Стинг, Клара Шуман – это Труди Стайлер, его жена. До сегодняшнего дня никто из рок-звёзд подобного не делал.
Беседовала