Первый в этом году номер журнала «Русское искусство», полностью посвящённый русской иконе, увидел свет в канун открытия в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина выставки «Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний». Создан выпуск, который при полном соблюдении всех журнальных «жанровых норм» традиционного деления на рубрики – их здесь десять – носит отчётливо мировоззренческий характер. Статьи не только предельно информативно насыщенны, но и концептуальны, актуальнейшие проблемы, главная из которых – это проблема поиска благородного и достойного выбора алгоритма отношений современного человека и культурного наследия. Журнал представляет блестящее созвездие имён: авторы всех статей – историки искусства и коллекционеры, уже давно ставшие знаковыми фигурами в современном интеллектуальном сообществе, люди, с чьим мнением считаются и чьи суждения в некотором смысле служат ориентиром (среди них Л. Лифшиц, Г. Попов, И. Бенчев, Э. Смирнова).
Главный редактор журнала Ольга Костина во вступительной статье определила приоритетные направления размышлений выпуска: икона как «плод жизни таинственной», её история и её современное бытование. В частности, возможность существования иконы в качестве объекта музеефикации и частного коллекционирования. В содержательном интервью с одним из ведущих специалистов в изучении русской иконы доктором искусствоведения Львом Лифшицем звучит мысль, определяющая, на наш взгляд, концепцию этого выпуска, равно как и журнала вообще, – работа по восстановлению духовной памяти, эффективность результата которой зависит во многом от нынешнего поколения.
Сама структура журнала и композиция подачи материалов также работают на главную задачу – стремление к созданию единства этического, эстетического и интеллектуального. В каждой рубрике и каждом материале, будь то диалог, или научное сообщение, или рассказ о выставке, коллекционере, реставраторе, музее, соблюдена чистота жанра. Наряду с иконами главные герои журнала – люди, чья жизнь неразрывно связана с созданием, изучением и сохранением произведений древнерусского искусства. Значительное место занимают материалы, связанные с деятельностью известного реставратора, искусствоведа и публициста Саввы Ямщикова, чей юбилей был отмечен в конце прошлого года. Любовью и горечью утраты проникнуты строки об Алексее Комече – выдающемся исследователе древнерусского искусства и талантливом мастере фотографии. Чрезвычайно интересны статьи о замечательных историках искусства Павле Муратове и Наталье Дёминой, о легендарном коллекционере Николае Воробьёве, об истории Рублёвского музея, об исключительном собрании икон Михаила Елизаветина, о Ханты-мансийской коллекции икон и её основоположнике Викторе Самсонове, о Гордоне Ланктоне, основавшем в Америке Музей русской иконы, о русских иконах в музее немецкого города Реклингхаузен, наконец, о деятельности Частного музея русской иконы в Москве. Произведение из его собрания – икона «Пророк Гедеон» ХV века – вынесено на обложку представляемого номера журнала «Русское искусство» и публикуется впервые.