Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Плод жизни таинственной»

01 января 2007

ЖУРНАЛЬНЫЙ РЯД

Первый в этом году номер журнала «Русское искусство», полностью посвящённый русской иконе, увидел свет в канун открытия в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина выставки «Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний». Создан выпуск, который при полном соблюдении всех журнальных «жанровых норм» традиционного деления на рубрики – их здесь десять – носит отчётливо мировоззренческий характер. Статьи не только предельно информативно насыщенны, но и концептуальны, актуальнейшие проблемы, главная из которых – это проблема поиска благородного и достойного выбора алгоритма отношений современного человека и культурного наследия.  Журнал представляет блестящее созвездие имён: авторы всех статей – историки искусства и коллекционеры, уже давно ставшие знаковыми фигурами в современном интеллектуальном сообществе, люди, с чьим мнением считаются и чьи суждения в некотором смысле служат ориентиром (среди них Л. Лифшиц, Г. Попов, И. Бенчев, Э. Смирнова).

Главный редактор журнала Ольга Костина во вступительной статье определила приоритетные направления размышлений выпуска: икона как «плод жизни таинственной», её история и её современное бытование. В частности, возможность существования иконы в качестве объекта музеефикации и частного коллекционирования. В содержательном интервью с одним из ведущих специалистов в изучении русской иконы доктором искусствоведения Львом Лифшицем звучит мысль, определяющая, на наш взгляд, концепцию этого выпуска, равно как и журнала вообще, – работа по восстановлению духовной памяти, эффективность результата которой зависит во многом от нынешнего поколения.

Сама структура журнала и композиция подачи материалов также работают на главную задачу – стремление к созданию единства этического, эстетического и интеллектуального. В каждой рубрике и каждом материале, будь то диалог, или научное сообщение, или рассказ о выставке, коллекционере, реставраторе, музее, соблюдена чистота жанра. Наряду с иконами главные герои журнала – люди, чья жизнь неразрывно связана с созданием, изучением и сохранением произведений древнерусского искусства. Значительное место занимают материалы, связанные с деятельностью известного реставратора, искусствоведа и публициста Саввы Ямщикова, чей юбилей был отмечен в конце прошлого года. Любовью и горечью утраты проникнуты строки об Алексее Комече – выдающемся исследователе древнерусского искусства и талантливом мастере фотографии. Чрезвычайно интересны статьи о замечательных историках искусства Павле Муратове и Наталье Дёминой, о легендарном коллекционере Николае Воробьёве, об истории Рублёвского музея, об исключительном собрании икон Михаила Елизаветина, о Ханты-мансийской коллекции икон и её основоположнике Викторе Самсонове, о Гордоне Ланктоне, основавшем в Америке Музей русской иконы, о русских иконах в музее немецкого города Реклингхаузен, наконец, о деятельности Частного музея русской иконы в Москве. Произведение из его собрания – икона «Пророк Гедеон» ХV века – вынесено на обложку представляемого номера журнала «Русское искусство» и публикуется впервые.

Наталия ШЕРЕДЕГА

Обсудить в группе Telegram

Наталия Шередега

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS