Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 августа 2024 г.
  4. № 32 (6946) (14.08.2024)
Общество

Плоды раскрепощения

Протестантская этика не устояла под натиском молодёжных бунтов

15 августа 2024
Май 1968 года. Печально известные студенческие волнения в Париже

Недавнее покушение на Дональда Трампа и всё большая радикализация настроений по мере приближения президентских выборов невольно заставляют обратиться к природе и истокам глубокого общественного раскола в США. Раскол этот, наиболее ярким символом которого вполне можно считать обезглавленную в 2020 г. статую Колумба в Бостоне, давно уже не является чисто политическим, а скорее идеологическим и культурным расколом между двумя всё более отдаляющимися друг от друга американскими идентичностями: традиционной и постмодернистской.

Одним из наиболее эффективных оружий постмодернистов стала т.н. культура отмены, которая вслед за Колумбом отменила не только конфедератов и их вождей, но и всех отцов- основателей Америки, начиная с Вашингтона. Причём обвинения в расистском прошлом того или иного деятеля служили скорее лишь формальным оправданием. Подлинной же причиной исключения героев прошлого из исторической памяти стала их нерелевантность возникшей в США новой мультикультурной и критически настроенной к любым традиционным ценностям общности. На заре своего рождения американская нация точно так же расправлялась с памятью об индейцах, когда-то населявших её территории.

В российском обществе сторонников идеологии постмодернизма, к которым, по всей видимости, принадлежал и неудачливый стрелок из Батлера, лишь простреливший Трампу ухо, воспринимают как ограниченных гедонистическими устремлениями деструктивных нигилистов, ворвавшихся на праздник непослушания. При этом зачастую игнорируется или упрощается сама идеология данного движения, которую сегодня впору уже называть философией или даже религией (поскольку она опирается на бездоказательную веру в утопические постулаты) постмодерна.

Истоки этой новой массовой религии, по всей видимости, уходят в 1960-е гг., когда энергия многочисленного сытого и маловостребованного поколения послевоенных беби-бумеров причудливым образом соединилась с неомарксистской и неофрейдистской философией Франкфуртской школы критического анализа. Мало кто тогда понимал, что с первоначально малозаметных волнений в студенческих кампусах начинался масштабный и, как оказалось, необратимый процесс культурной революции, имевшей целью полную социально-культурную деконструкцию западной цивилизации.

Подлинным идейным и политическим лидером нового левого течения стал Герберт Маркузе – родоначальник призыва к «Великому Отказу» от установок, норм и ценностей «репрессивной цивилизации». Западная цивилизация, в его понимании, при помощи традиционной морали и других социальных норм подавляла естественную (биологическую) природу человека, используя энергию его влечений (прежде всего сексуальных) в собственных созидательных целях, когда человек, вместо того чтобы следовать своим основным природным инстинктам и получать удовольствие от жизни, вынужден был заниматься тяжёлым и неинтересным ему трудом, получая в вознаграждение лишь столь же репрессивное, поскольку оно было основано на законе и дисциплине, «моногамное воспроизводство» в рамках института брака и семьи. Маркузе ратовал за раскрепощение сексуальной энергии путём превращения человеческого тела в инструмент не столько труда, сколько удовольствия.

Бостон-2020. Ну, Колумб-то чем им не угодил?

В итоге, отказавшись от угнетения со стороны навязанной морали, ложных ценностей (патриотизм, вера, долг, ответственность) и социальных институтов (государство, семья, церковь, традиционные СМИ), человек должен был вернуться к стадии благородного первобытного дикаря, живущего в гармонии со своим телом, с природой и с себе подобными. Воспринятые тогдашним движением хиппи в качестве философии «свободной любви» идеи Маркузе во многом легли в основу сексуальной революции на Западе во второй половине XX в. Однако сексуальное раскрепощение человека и общества не являлось само по себе конечной целью мыслителя. Речь шла о более масштабной социальной трансформации.

Маркузе принадлежал к тому поколению неомарксистов франкфуртской школы, которые скептически смотрели на революционную роль пролетариата. По его мнению, наступившее на Западе к середине 1960-х материальное изобилие окончательно прельстило рабочий класс, лишив его мотивации к бунту и свержению существующего строя. Обуржуазившийся пролетариат становился, по его мнению, частью «одномерного» тоталитарного общества, не осознавая более факта своего угнетения и отчуждения от подлинной жизни. Поэтому в борьбе против системы отныне можно было опираться лишь на маргинальные элементы, отвергаемые системой либо ещё не ставшие её частью. Речь шла о творческой интеллигенции и социальных аутсайдерах: люмпенах, безработных, дискриминируемых расовых, этнических и сексуальных меньшинствах. Маркузе возлагал надежду и на учащуюся молодёжь, которой, по его мнению, был присущ «инстинктивный отказ» от сотрудничества с системой и готовность к «бунту как к делу физической и духовной гигиены». В конце 1960-х он восторженно приветствовал молодёжные протесты против «подавления изобилием» и против «лживых отцов, учителей и героев».

В литературе распространено суждение о свободе человека как главной теме в творчестве Маркузе. В действительности же он говорит не столько об освобождении человека, поскольку свобода в её классическом буржуазно-либеральном понимании уже вполне была достоянием человека на Западе в 1960–1970-е гг., сколько о его раскрепощении на пути к телесной и духовной нирване. А для достижения этого необходимо было раскрепостить сознание, избавив его от давления и контроля со стороны семьи, общества, государства и внутренних комплексов, основанных на «чувстве вины и страха», под которыми Маркузе подразумевал прежде всего религиозные и моральные установки, соображения совести и чувства долга, ответственности и стыда. В конечном счёте речь шла о необходимости изменения самой природы человека посредством ограничения разума в пользу инстинктов и вне зависимости от того, желал ли этого сам человек.

Сегодня, когда взгляды этой плеяды сторонников нового дивного мира из агрессивной контркультуры 1960–1970-х превратились в систему доминирующих ценностей на Западе, можно лишь поражаться успеху маркузианства, сумевшего всего за несколько десятилетий искусить человечество новым запретным плодом.

Отмирание традиционной моногамной семьи, линчевание «токсичного патриархата», феминизация общества, эротизация тела, гедонистический культ плотских страстей и наслаждений, гендерное разнообразие и гомосексуализм, преклонение перед сексуальными перверсиями (извращениями), культ промискуитета и ликвидация «репрессивного порядка сексуальности, ограниченной деторождением», право на эвтаназию как символ победы над смертью и страданиями, утверждение приоритета частных интересов над общими и прав меньшинств над правами большинства, пренебрежение производительным трудом и производством как таковым, отрицание всего предыдущего культурного и исторического багажа в пользу новой морали и новой религии «вечного праздника» – таков примерный перечень идей Маркузе и его соратников, воплощённых сегодня в жизнь не только в США, но и на Западе в целом. И яркий пример тому – церемония открытия Олимпиады в Париже.

Дмитрий Лабаури,

кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Уральского федерального университета

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Шолоховская весна»: не только про литературу

    13.06.2025
  • Помочь науке может каждый

    13.06.2025
  • В Беларусь – с любопытством. Оттуда – с любовью

    12.06.2025
  • Моя милиция меня бережёт

    11.06.2025
  • Важно не идти на уступки

    06.06.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS