Александр Кондрашов
Лента первого чернокожего режиссёра-оскароносца Спайка Ли «Сверху вниз», недавно явившаяся в нашем сетевом прокате, показалась гораздо более интересной, чем многократно награждённая его же картина «Чёрный клановец» (2018). Отличается она многим: в первую очередь тем, что впервые во главу угла поставлена не защита чёрных от разных форм дискриминации со стороны белых, а противоречия внутри самого афроамериканского сообщества.
В ленте вечные противопоставления: высокое и низкое, самоотверженное и шкурное, настоящее искусство и низкопробные суррогаты, отцы и дети, наконец. Картина снята по мотивам детектива «Выкуп Кинга» американского писателя Эда Макбейна. Его в 1963 году на японскую почву перенёс Акира Куросава. Спайк Ли внимательно посмотрел фильм японского гения и вернул историю на родину, почти не изменив сюжет, но кардинально поменяв профессии действующих лиц. Владелец обувной фабрики превратился в выдающегося чернокожего музыкального продюсера (Дензел Вашингтон), который дал дорогу многим талантливым негритянским певцам.
С балкона его двадцатого этажа шикарного бруклинского пентхауса открывается потрясающий вид на Ист-Ривер, Бруклинский мост и Манхэттен (оператор Мэттью Либатик), потрясают не густой лес небоскрёбов, а океанский размах панорамы, захватывающие дух широта и высота, с которой героям приходится спускаться на очень грешную землю. В сумрачные трущобы, где живёт амбициозный рэпер, чуть не разрушивший жизнь Кинга. Он низок не только тем, что совершил отвратительное преступление (похищение ребёнка) – у Куросавы это завистливый бедняк-наркоман, адски мучающийся от своих проблем и захотевший опустить благополучного героя с его райских вершин в грязь, а у Спайка Ли это – рэпер, который мечтал, но не мог дотянуться до тех высот, которых в национальной музыке достиг Кинг, и возненавидел его. Но у Ли есть неожиданный поворот, какого ни в первоисточнике, ни у Куросавы не было и быть не могло. Преступление, совершённое рэпером, сделало его популярным у молодёжи. После ареста «бунтаря» его «творения» стали слушать миллионы. Вот что страшнее всего. И он во время свидания в тюрьме предлагает Кингу совместный бизнес, который поможет стареющему продюсеру выбраться из тяжёлого кризиса, в который попала его продюсерская компания. Кинг, разумеется, отказывается от «плохих денег».
Дензел Вашингтон за годы работы в кино стал символом чёрной Америки. В фильме это эдакий идеальный герой, интеллигент, не только уступающий место женщинам в метро (я впервые увидел в американском кинематографе, как семидесятилетний человек встаёт в вагоне при виде женщины с сумками), но отдающий всё своё состояние на выкуп похищенного сына своего шофёра (по сюжету похититель перепутал его с сыном Кинга). А то, что герой (и, конечно, автор сценария Спайк Ли) выступает против молодёжной субкультуры, в частности против рэпа, в котором ни поэзии, ни музыки, а только напор, агрессия, жажда денег, секса, самоутверждения? Это, конечно, беспрецедентно мужественный поступок. Режиссёр поднял руку на рождённый чёрными национальный жанр, чрезвычайно популярный среди молодёжи. Но для сочинения настоящих песен нужен талант Стиви Уандера и труд многих людей, умеющих сочинять и исполнять настоящую музыку.
Конечно, кого-то нравоучительность фильма оттолкнёт, но его в любом случае стоит смотреть, хотя бы из-за небывалой красоты уникальных панорамных съёмок, которые, безусловно, войдут в историю кинематографа.