Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 декабря 2023 г.
Литература

Плохое и хорошее

17 декабря 2023

Давно прошёл юбилей поэта Асадова. Говорить об этом хорошо именно сейчас, когда общественное внимание сместилось к другим новостям и разговоры о нём утихли до следующих юбилеев. И это именно потому, что кроме традиционных юбилейных воспоминаний тогда вновь возник вопрос, хороши ли его стихи. Ругать Асадова стали ещё в шестидесятые годы. Причём не номенклатурные чиновники, а коллеги по цеху, сходившиеся во мнении, что перед ними продукция низкого сорта.

Вопрос этот очень интересен. Может ли быть поэт, пользующийся любовью огромного количества людей, плохим? И если да, то почему именно Асадов дурной поэт?

Потому что слово «поэзия» размыто и в него включается всё рифмованное, а теперь и даже нерифмованное, а просто записанное в столбик.

То есть нет «плохих» вещей, а есть вещи, неверно употреблённые или оказавшиеся не в своём месте.

Если сравнивать Асадова с Державиным или Пушкиным, Ходасевичем или Мандельштамом, то мы видим, как хромают его рифмы, как штамп переходит в штамп. В пору его восхождения иронизировали не над Асадовым, а над его любителями, и ещё больше издевались над самой штампованной поэзией – той, где «кровь» обязательно рифмуется с «любовь», сердце обязательно горячее, глаза – ледяные или, наоборот, тёплые.

Но представьте себе человека, который всерьёз пытается сравнивать стихотворения Бродского и эстрадно-ресторанный жанр. Ему кажется, что он победил что-то популярное в народе, а оно просто проходит по другому ведомству. Это как сравнивать латиноамериканские сериалы и какого-нибудь условного Тарковского.

Поэзия Асадова вовсе не должна открывать новые рифмы, продолжать какую-то традицию, приносить квалифицированному читателю новые наблюдения за мирозданием. Поэзия вообще никому ничего не должна – ни в какой из её разновидностей. А популярность связана с демократическим началом в литературе. То, что называется высокой поэзией, ориентируется на читателя образованного, готового сравнивать, проводить анализ, совершать постоянную работу при чтении. А вот поэзия, подобная асадовской, – прямого действия. Она построена не на образах и ритме, а на простом назывании эмоций.

В иерархической литературе побеждает нечто «высокое», «не для всех», в демократической – побеждает Асадов, потому что читатели с разным художественный «вкусом» (это вообще неизвестно что такое, но этим словом очень удобно пользоваться), имеют равные голоса на весах.

Ну и в обществе демократических вкусов ответ: «А мне нравится» – совершенно законен.

И всё потому, что «поэзия» слишком широкое слово.

Но честный перед собой читатель должен вывести для себя один урок. Перед ним всегда стоит вопрос: как вести себя, если ты хочешь защитить от нападок любимое произведение и его автора.

Простой ответ на это – не вступать в диалоги с неприятными тебе людьми, а расширенный состоит из списка запретных аргументов. Нельзя говорить: «А вы что написали, чтобы так говорить?» Самый простой ответ оппонента: «Чтобы судить о качестве яичницы, не нужно быть курицей» – поставит вас в тупик.

Нельзя также апеллировать к массовому успеху. Злые люди тогда отвечают: «Миллионы мух тоже не ошибаются». И на эти обидные (и во многих случаях несправедливые) слова тоже непонятно как отвечать.

Нельзя ещё подпирать литературу биографией кумира. Нельзя говорить: «Как вы смеете, он ведь кровь проливал» и тому подобные вещи. Тогда человек, который действительно пережил многое, совершил геройство, нашёл себя в мирной жизни, как бы получает скидку.

Скидка для поэта оскорбительна. Она ему не нужна.

Можно сказать: «Воля ваша, а мне – нравится».

Но для такого опыта нужно немалое мужество.


Обсудить в группе Telegram

Владимир Березин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS