Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 марта 2015 г.
  4. № 11 (6501) (18.03.2015)

«Площадь Эволюции» открывает рубрику критики

Площадь Эволюции # 4

18 марта 2015

Наш принцип: «Молодёжь разбирает молодёжь». Сегодня начнём с анализа стихотворения авангардного поэта Сергея Гейченко.



Я собран весь из твоего труда.
Не всё, что я делаю, ты понимаешь и любишь,
Но я вязался не одной судьбой лишь –
Твоим страданием.

Мать матери моей, ты за рукав
Водила меня то решать,
то разыгрывать числа.
Я выбрал звук: была подобна мысль моя
Не графику, а фракталу.

Теперь я вырос, и пока я рос,
Я был отвратителен. Ты же не отвратилась.
Не отступившись, но отдав мне власть
Над моей осью.


Стихотворение примечательно, во-первых, авторской строфикой. Первый стих каждого катрена написан классическим пятистопным ямбом, второй – амфибрахием, третий – тоническим стихом с использованием не более чем двух иктов, и замыкает строфу снова ямбический стих.


Автор выстраивает довольно жёсткий каркас строфы, но при этом она, наоборот, выглядит «выломанной», расшатанной, и слушателю, от поэзии далёкому, может даже показаться «прозой» или «верлибром» – в зависимости от того, на какую дистанцию от поэзии слушатель отстоит. Но, однозначно, поэт стремится к свободе поэтического синтаксиса.

Порой синтаксис выглядит совсем прозаическим: «…ты за рукав // Водила меня то решать, то разыгрывать числа…», «Не всё, что я делаю, ты понимаешь и любишь…» – замечу, что такое впечатление производят именно амфибрахические стихи, которым свойственно удачно передавать разговорную речь.

То же можно подчеркнуть, говоря о рифмах: использование метафонических рифм работает на читательское ощущение «некнижности» стиха, свободного течения мысли, образ автора ясно противопоставляется поэту, врастающему в твердь стола в муках поиска рифмы. Это будто бы «лёгкие», «незамудрённые» стихи – и на деле стихи трудные и мудрёные. Кажущийся гибким каркас весьма твёрд, а рифмы зачастую близки к анаграммам: «любишь» – «судьбой лишь», «отвратилась» – «отдав мне власть», «рос» – «осью». Параллелизм подчёркивает звуковую игру: «Не графику, а фракталу», «Я был отвратителен. Ты же не отвратилась».

Перенося манёвры на поле метра, ритма и рифм, автор не злоупотреб­ляет тропами. Здесь поэт предпочитает лаконичные вкрапления непрерывному орнаменту; именно это и украшает поэтический текст в данном случае.

Мария ИВАНОВА

Тэги: Литературный процесс Критика
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Сережа встретил Сашу

    02.10.2022
  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Памяти Виктора Петелина

    06.02.2022
  • Второстепенные или главные?

    08.12.2021
  • Любовь в аду и ревизия рая

    16.11.2021
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Дьявол прячется в деталях

    349 голосов
  • Спасём наш союз!

    327 голосов
  • Путь к историческому беспамятству

    192 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS