Наш принцип: «Молодёжь разбирает молодёжь». Сегодня начнём с анализа стихотворения авангардного поэта Сергея Гейченко.
Я собран весь из твоего труда.
Не всё, что я делаю, ты понимаешь и любишь,
Но я вязался не одной судьбой лишь –
Твоим страданием.
Мать матери моей, ты за рукав
Водила меня то решать,
то разыгрывать числа.
Я выбрал звук: была подобна мысль моя
Не графику, а фракталу.
Теперь я вырос, и пока я рос,
Я был отвратителен. Ты же не отвратилась.
Не отступившись, но отдав мне власть
Над моей осью.
Стихотворение примечательно, во-первых, авторской строфикой. Первый стих каждого катрена написан классическим пятистопным ямбом, второй – амфибрахием, третий – тоническим стихом с использованием не более чем двух иктов, и замыкает строфу снова ямбический стих.
Автор выстраивает довольно жёсткий каркас строфы, но при этом она, наоборот, выглядит «выломанной», расшатанной, и слушателю, от поэзии далёкому, может даже показаться «прозой» или «верлибром» – в зависимости от того, на какую дистанцию от поэзии слушатель отстоит. Но, однозначно, поэт стремится к свободе поэтического синтаксиса.
Порой синтаксис выглядит совсем прозаическим: «…ты за рукав // Водила меня то решать, то разыгрывать числа…», «Не всё, что я делаю, ты понимаешь и любишь…» – замечу, что такое впечатление производят именно амфибрахические стихи, которым свойственно удачно передавать разговорную речь.
То же можно подчеркнуть, говоря о рифмах: использование метафонических рифм работает на читательское ощущение «некнижности» стиха, свободного течения мысли, образ автора ясно противопоставляется поэту, врастающему в твердь стола в муках поиска рифмы. Это будто бы «лёгкие», «незамудрённые» стихи – и на деле стихи трудные и мудрёные. Кажущийся гибким каркас весьма твёрд, а рифмы зачастую близки к анаграммам: «любишь» – «судьбой лишь», «отвратилась» – «отдав мне власть», «рос» – «осью». Параллелизм подчёркивает звуковую игру: «Не графику, а фракталу», «Я был отвратителен. Ты же не отвратилась».
Перенося манёвры на поле метра, ритма и рифм, автор не злоупотребляет тропами. Здесь поэт предпочитает лаконичные вкрапления непрерывному орнаменту; именно это и украшает поэтический текст в данном случае.
Мария ИВАНОВА