Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Плучек, который построил театр

01 января 2007

ЭПОХА

Вера ВАСИЛЬЕВА, народная артистка СССР

Он руководил самым весёлым, самым оптимистичным театром страны более сорока лет. Это время и критики и зрители единодушно называют «золотым веком» Московского театра сатиры. 4 сентября мастеру исполнилось бы ровно сто лет.

С Валентином Николаевичем наш театр пережил лучшее своё время. Труппа была действительно уникальной, и это, естественно, его заслуга. От своих предшественников он получил хороших актёров, особенно старшего поколения, но и те, кого он подбирал потом, оправдали его надежды. Наши актёры могли поднять высокую планку драматургии и при этом обаятельно и талантливо играть «пустяки».

ИТАР-ТАССКогда я пришла в театр, он был, как говорится, актёрским. Каких-то особо мощных режиссёрских решений в спектаклях, наверное, не было. Они в значительной мере держались на замечательных актёрах. Вокруг каждого большого артиста – Владимира Яковлевича Хенкина, Павла Николаевича Поля, Надежды Ивановны Слоновой – группировались актёры, близкие им по духу, по стилю игры, которых они занимали в спектаклях, которые ставились «на них». При этом у нас были абсолютно профессиональные режиссёры – Эммануил Борисович Краснянский, Николай Васильевич Петров. Позже был приглашён Борис Иванович Равенских, который поставил замечательный спектакль «Свадьба с приданым». Как и Валентин Николаевич, он тоже был учеником Мейерхольда, но это были режиссёры с совершенно разными эстетическими принципами.

Плучек был прирождённым лидером. Он строил свой театр с теми людьми, которые его вдохновляли. Кому-то не везло, и мне в том числе. Моя жизнь была далеко не безоблачной, моментами даже драматичной, поскольку я была как бы в стороне от главной дороги, по которой он шёл. Первым спектаклем, в котором Валентин Николаевич меня занял, была «Пролитая чаша» Ван Ши Фу. Это китайская классика, и мне довелось сыграть, если можно так выразиться, «китайскую Джульетту» – принцессу И-Пын. Я была счастлива работать с Плучеком. Но когда он взялся за Маяковского, которого я не очень чувствовала, я поняла, что не очень нужна ему. Для актёра это всегда печально, но теперь, когда ушли куда-то печали и обиды от собственной незанятости, осталось понимание того, каким был наш театр. Мы действительно были безумно любимы публикой, к нам невозможно было попасть.

Пьесы Маяковского стали для театра настоящим прорывом. Все актёры прозвучали талантливо, мощно и совершенно в другом ключе – манера игры стала лаконичнее, строже. И «Дамоклов меч» по Назыму Хикмету, в котором Плучек меня всё-таки занял, тоже был новым словом в режиссуре. О нём много говорили, увлечённо спорили и критики, и зрители. Там замечательно играла Зоя Зелинская – в совершенно европейской манере, Толя Папанов открылся как удивительный драматический актёр. Для меня работа в этом спектакле стала настоящей школой. Не могу сказать, что я купалась в своей роли, но очень ею дорожила и хотела оправдать надежды Валентина Николаевича, ведь я понимала, что отвечаю его представлениям об идеальной героине.

У Валентина Николаевича было потрясающее чутьё на таланты. Вот пришёл к нам Андрей Миронов, такой лёгкий, обаятельный, комедийный. Он мог таким и остаться, но Валентин Николаевич учуял в нём большой талант, иные возможности. Он был так им увлечён, так серьёзно занимался его судьбой – и в результате мы получили гениального, глубокого артиста. При этом ни комедийность, ни лёгкость Андрюшиного дарования не были задавлены. Ролями, которые довелось ему сыграть, мог бы гордиться актёр любого европейского театра: Дон Жуан, Чацкий, Лопахин. А как он играл в «Доходном месте»! До сих пор, когда я вспоминаю эту работу, у меня возникает желание понять, защитить, пожалеть Жадова. Думаю, что те же чувства испытывала и публика, настолько трогательным и человечным он получился у Андрея. В нём не было героизма, была борьба с самим собой, и именно этим он был близок зрительному залу: проблема честного проживания жизни всегда драматична, порою даже трагична для любого умного и порядочного человека. Марк Захаров поставил гениальный спектакль. И Валентин Николаевич его принял, хотя режиссёры очень ревнивы к успехам друг друга. Его взаимоотношения с приглашёнными режиссёрами не всегда складывались гладко, но в театре это в порядке вещей. Главное, что ни театр, ни публика не оказывались в проигрыше от возникавших между ними разногласий.

Были спектакли – «Тёркин на том свете», «Дом, где разбиваются сердца», – которые я наблюдала как зритель, не как участник. Это было моей большой печалью, но сейчас я не могу не отдать должное тому, как великолепно это было сделано. Но у меня было и большое счастье – «Ревизор», где я играла Анну Андреевну. Каким Городничим был Толя Папанов! Каким роскошным Хлестаковым – Андрюша Миронов. Когда сейчас смотрю этот спектакль по телевидению, я думаю о том, что тогда мы даже не очень понимали, как это здорово сделано. А «Женитьба Фигаро» мне кажется просто шедевром. Я даже не ходила на другие спектакли, хотя обычно стараюсь смотреть работу коллег. Но это для меня святое.

Мне кажется, что Андрей часто был соавтором Валентина Николаевича: тот очень чувствовал современных, умных, демократически мыслящих людей, а Андрюша был именно таким человеком. Это очень ощущалось на репетициях: они всегда знали, что делали, а мы, хоть в этом творческом союзе и не участвовали, понимали, какая это была работа.

Процесс репетиций был божественным. Валентин Николаевич любил актёров безумно. Он был влюблён в каждого. Он вообще был человеком очень поэтичным – влюблялся и в декорации, и в костюмы, и в музыку. Иначе он не мог. Мы репетировали весело. Валентин Николаевич в репетиции был блистателен. Он прекрасно знал поэзию, и стоило его «завести», чтобы он читал стихи часами. Или рассказывал о Мейерхольде, о спектаклях, которые его когда-то поразили. Иногда мы даже договаривались – давайте сегодня не будем репетировать, и как ученики в школе подшучивали над Мастером. Тогда мы относились к этому достаточно легкомысленно, а сейчас я думаю, какая это была прелесть: человек мог на три часа отдаться поэзии или размышлениям об искусстве. Теперь такого нет.

Конечно, Валентин Николаевич мог быть и очень строгим, что ощущали на себе, к примеру, актёры, занятые в «Кабачке». Это была прелестная передача. Там неизменно присутствовали и мера, и такт, и вкус. Но те, кто там снимался, очень пострадали по части ролей в театре. И я отчасти понимаю Валентина Николаевича. Возможно, он предвидел, что этот стиль заполонит наше искусство. Когда это разовое и талантливое явление – это прекрасно, когда это ставят на поток – получается безвкусица.

В последние годы, когда Валентин Николаевич был уже очень болен, мы виделись с ним нечасто, но когда я к нему приходила, он был этому рад и, как в былые времена, начинал запоем читать стихи. Никаких жалоб я от него никогда не слышала. Он был очень небытовой человек. Любил свой талант и служил ему. В отношении к тому, чем его наделила природа, он был человеком очень последовательным. И это правильно. Если бы он относился к себе иначе, то не было бы у него таких мощных прорывов. Это не было «гарцевание» – вот какой я талантливый, это была напряжённая, все силы отбирающая работа.

Пожалуй, самый яркий спектакль среди тех, что Валентин Николаевич выпустил в последние годы своей жизни, – «Укрощение строптивой». Несмотря на физическое недомогание, он сохранял и ясный ум, и неподражаемый юмор, и свою природную поэтичность. Валера Гаркалин прекрасно играл Петруччио, такого успеха у него уже больше, пожалуй, и не было. Из Маши Ильиной получилась очаровательная Катарина. Этот спектакль до сих пор идёт с огромным успехом, хотя состав исполнителей сменился. Но энергетика, которую вложил в него Валентин Николаевич, жива. Именно этот спектакль мы сыграем на открытии сезона 4 сентября – в день столетия Мастера.

Обсудить в группе Telegram

Вера Васильева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS