В Культурно-фольклорном центре Людмилы Рюминой состоялось традиционное собрание актива работников искусств и культуры Москвы. «ЛГ» вкратце уже писала об этом событии. Предлагаем нашим читателям более подробный отчёт о встрече. Думается, что он будет интересен не только тем, кто непосредственно работает в сфере культуры.
Математику принято считать царицей наук, ибо большинство процессов, происходящих в частной или общественной жизни, описываются соответствующими математическими моделями. Многие аналитики утверждают, что, если бы мы больше считались с этими моделями, нынешнего кризиса можно было избежать или, по крайней мере, он не стал бы глобальным. Но простые граждане в большинстве своём о математических моделях имеют весьма смутное представление. Правда, ещё со школьной скамьи помнят, что минус, помноженный на плюс, в результате всё равно даёт минус, и это знание не поднимает им настроение в кризисной ситуации. Как бы то ни было, атмосфера, царившая в кулуарах перед началом традиционного собрания столичного актива деятелей искусств и работников культуры, от радужной была весьма далека.
Открыл собрание глава Департамента культуры Правительства Москвы Сергей ХУДЯКОВ, начав с того, что расходы на культуру никто урезать не собирается, хотя многие статьи придётся оптимизировать. Сложившаяся ситуация требует продуманных действий и эффективных решений, в первую очередь в правовом поле. В прошлом году были разработаны документы, регламентирующие выполнение государственных заданий для театров и концертных организаций. В нынешнем – аналогичная документация будет подготовлена для музеев и выставочных залов. Разрабатываются нормативные документы бюджетного финансирования учреждений системы дополнительного художественного образования. В Правительство Москвы внесён на рассмотрение проект закона о библиотечно-информационном обслуживании, а в следующем году будет разработан закон о музейной деятельности в Москве. Усовершенствование законодательной базы действительно может стать эффективной антикризисной мерой, в этом с Сергеем Ильичом трудно не согласиться. Вот только когда дело касается культуры и искусства, законотворчество не всегда даёт тот результат, на который рассчитывали его инициаторы и авторы. Чего стоит один только пресловутый 94-й Федеральный закон!
Споры о его эффективности не утихают до сих пор, и не похоже, чтобы они прекратились в обозримом будущем. Закон, конечно, совершенствуется (в этом году в него внесены поправки, касающиеся творческой деятельности), но не так быстро, как хотелось бы всем заинтересованным лицам. Математика входит в противоречие с природой творческой деятельности. Конкурс – важный механизм рыночной экономики, а на сегодняшний день ещё и наиболее результативный способ экономии бюджетных и внебюджетных средств, но чего больше от такой экономии, вреда или пользы, в каждом конкретном случае приходится оценивать по-разному. А если ещё прибавить к этому проблемы с подготовкой конкурсной документации и недостаточный контроль за исполнением контрактов (глава департамента этого и не отрицал, контракты нередко получают структуры, у которых ни опыта, ни нужных специалистов нет, а иногда нет и элементарной совести), то перспектива представляется совсем мрачной.
Не был обойдён вниманием и один из самых больных на сегодня вопросов – о переходе учреждений культуры на автономную систему хозяйствования. Сейчас на этот эксперимент отваживаются пять ведущих московских театров и Московский международный дом музыки. Вся необходимая документация уже подготовлена. Что ж, остаётся только наблюдать, куда этот эксперимент покатится.
Год равных возможностей стал самой (да простят мне такую вольность в определениях) «остросюжетной» частью доклада. Сотрудники департамента провели анонимный телефонный опрос московских библиотек, задавая всего два вопроса: какую работу в данном учреждении проводят с инвалидами и как можно позвонить в районное общество инвалидов. Ответы некоторых респондентов, не подозревавших, разумеется, откуда им звонят и задают такие «неудобные» вопросы, Сергей Ильич цитировал без купюр. С указанием номера библиотеки. И ужас был не столько в том, что отвечавшие были как минимум недружелюбны, а порой откровенно хамили, – знай они, кто и зачем звонит, ответы были бы образцово-показательными, а инвалиды так и остались бы за бортом.
Много говорилось о необходимости расширять спектр услуг, в том числе и платных, которые оказывают населению учреждения культуры, но с таким расчётом, чтобы это не сказывалось на их доступности; о возможности продления времени работы учреждений культуры, чтобы работающие граждане не остались без внимания. Профессиональное образование и самообразование населения, особенно людей, оставшихся без работы, помощь родителям в воспитании детей, профессиональная ориентация молодёжи – кризис даёт учреждениям культуры немало новых возможностей для активной общественно-полезной деятельности. И вообще, кризисом, при всей его глобальности и негативности, наша жизнь отнюдь не исчерпывается: реконструкция Мультимедийного комплекса актуальных искусств, Музея космонавтики, театра «Геликон-опера», картинной галереи Ильи Глазунова, строительство академии акварели Сергея Андрияки, проектирование здания для театра на Таганке и ряда других объектов будут продолжены. И хотя лёгкой жизни в этом году не предвидится, оснований для того, чтобы впадать в панику, нет. Лейтмотив выступления С. Худякова можно сформулировать так: кризис – это не только трудности и ограничения, но и новые возможности, важно их увидеть и вовремя ими воспользоваться.
Однако кризис многим спутал планы. Ещё совсем недавно Владимир УРИН, директор Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, был в числе тех немногих руководителей, кем переход на автономию воспринимался как достаточно заманчивая перспектива. Однако с трибуны актива он во всеуслышание заявил, что в сложившейся обстановке о переходе этого весьма и весьма успешного театра на автономию и речи быть не может. Причём аргумент Урин привёл всего один, но убийственный: не решён важнейший вопрос – налоги. Некоммерческая автономная организация обязана платить налог на имущество, для театра им. Станиславского и Немировича-Данченко эта сумма составляет около 80 млн рублей в год. Увы, с экономической точки зрения никакая зрительская любовь эту цифру не осилит: в театре считают неприемлемым ни повышение цен на билеты, ни сокращение числа новых постановок, несмотря на то, что это самые распространённые способы выживания театров в кризисные времена.
Повышение цен на билеты неизбежно ведёт к изменению состава публики: из театра исчезнут те, кто его искренне любит, а театру ни в коем случае нельзя терять репутацию места, где рады обычному (читай – интеллигентному и не слишком обеспеченному) зрителю. С новыми постановками тоже всё не так просто, как кажется на первый взгляд. По мнению Урина, вопрос не сводится единственно к тому, что в отсутствие премьер замирает творческая активность коллектива. Это и само по себе печально, и приводит к тому, что публика начинает терять интерес к прежним, даже очень успешным, постановкам, традиционно собирающим полный зал.
Самым трогательным было, пожалуй, выступление Владимира ВОРОПАЕВА, председателя Гоголевской комиссии при Научном совете РАН «История мировой культуры». Никакого отношения к кризису оно не имело. Уважаемый учёный с таким пылом доказывал, почему юбилей великого писателя надо отмечать именно первого, а не второго апреля (приводя многочисленные цитаты из писем родных и близких Николая Васильевича), словно все присутствующие категорически настаивали на переносе торжеств на один день вперёд. Впрочем, понять его можно: во многих весьма авторитетных справочных изданиях в качестве даты рождения Гоголя почему-то фигурирует 20 марта, а не 19-е. А завершил Владимир Алексеевич своё выступление коллекцией фактов, доказывающих, что мемориальный центр «Дом Гоголя», который должен открыться в конце марта, – вовсе не помеха существующей много лет библиотеке Гоголя. В том, что это выступление было включено в повестку дня актива работников культуры, можно усмотреть, как мне кажется, некий знак свыше: кризис кризисом, но существуют в нашей жизни вещи, абсолютно ему неподвластные.
Впрочем, следующий оратор, директор симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» Гаяне ШИЛАДЖЯН вернула собравшихся с небес на землю. Положение оркестра лёгким не назовёшь: своего помещения у него нет, а стоимость аренды репетиционных и концертных залов растёт в геометрической прогрессии, гастроли прославленных дирижёров и солистов приходится передвигать на более поздние, часто неопределённые, сроки (у них ведь всё спланировано на несколько лет вперёд, и найти «окна» бывает очень непросто), при покупке новых инструментов экономится каждый рубль. Но и здесь умудряются сохранять приемлемые цены на билеты (минимальная – всего 50 рублей), не отказываются от программ для детей и юношества и 20% билетов на каждый концерт бесплатно выделяют инвалидам и ветеранам.
О вопросах сугубо практических говорила и Наталья ДЕМЬЯНЕНКО, начальник управления культуры Восточного округа, уделив внимание положению библиотек. В отношениях между человеком и книгой у нас кризис наступил гораздо раньше, чем в экономике, восстановление авторитета и востребованности библиотек требует не только немалых усилий, но и соответствующих материальных вложений. Но если первое лежит в сфере нравственности и зависит только от преданности библиотечных работников своему делу, то второе жёстко ограничено экономическими реалиями. Как оказалось, и тут можно найти нетривиальные выходы из положения. Создание передвижных пунктов выдачи книг, равно как и открытие библиотечных пунктов в больницах, поликлиниках, воинских частях, не требует дополнительных квадратных метров, которые неоткуда взять, но зато приближает книгу к тем, кто в ней нуждается: детям, старикам, людям с ограниченными возможностями. А закупка книг напрямую в издательствах, а не у торговых организаций позволяет уменьшить затраты почти на треть.
Дефицит средств на время заслонил собой другую, не менее острую и важную проблему – проблему кадров. Самая молодая из выступавших на активе, заведующая отделом ДК «Зодчие» Мария ЗУБЦОВА с азартом, свойственным юности, доказывала, что её ровесников, которые после вуза приходят работать в государственные учреждения культуры, волнуют не только зарплата и перспектива получить жильё, но и возможность творческой самореализации, дальнейшего профессионального роста. В наши бизнесориентированные времена слышать это от юной девушки было, честно говоря, очень радостно. Может, и в самом деле не такое уж оно и потерянное, наше нынешнее молодое поколение?
Не знаю, случайно так получилось или кто-то это тщательно продумал, но драматургия, если можно так выразиться, выступлений была явно выстроена по нарастанию мажора. Анной КЛЮКИНОЙ, директором Дарвиновского музея, нельзя было не восхищаться. И дело не только в том, что музей уже 15 лет, с тех пор, как получил новое помещение, проводит массу интересных мероприятий для детей, для семей, для инвалидов исключительно по собственному почину, независимо от того, чему посвящён год. Анна Иосифовна подняла в своём выступлении очень важную проблему, о которой мало кто упоминает: люди с ограниченными возможностями нуждаются не только в пандусах и специально оборудованных туалетах, гораздо важнее, чтобы общество приняло их, а не выделило им пусть комфортные, но всё же резервации. Экскурсии для незрячих и слабовидящих людей по информационной насыщенности и эмоциональности ничем не отличаются от экскурсий для обычных посетителей – сотрудники имеют специальную подготовку (опытные реабилитологи и сами инвалиды регулярно проводят в музее семинары для всех заинтересованных лиц). Ещё один важный аспект есть у этой проблемы. В Москве 1 млн 200 тыс. инвалидов, половина – люди трудоспособные, они очень хотят работать, и, по мнению Клюкиной, учреждения культуры – самая благоприятная для этого среда: в Дарвиновском музее работает пятеро молодых людей с разной степенью инвалидности, и они совсем не в тягость. Такой подход вызывает глубокое уважение и к директору, и к её сотрудникам-соратникам.
Самым лаконичным было, наверное, выступление Евгения ГЕРАСИМОВА, председателя Комиссии по культуре Московской городской думы. Говорил он о наболевшем – о злополучном 94-ФЗ, который, несмотря на уже внесённые в него поправки, в том числе и те, за которые отчаянно бились депутаты Мосгордумы, всё равно пока более вредный, чем полезный. По убеждению Герасимова, на произведения культуры и искусства он распространяться не должен. С трибуны Евгений Владимирович уходил под бурные аплодисменты.
Точку в собрании актива поставила первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила ШВЕЦОВА, начав с благодарности многим и многим из присутствовавших за новые интересные проекты, сделавшие культурную жизнь столицы ещё более яркой и разнообразной. Но в центре выступления были, разумеется, проблемы, пасовать перед которыми никак нельзя. В формировании доходной части бюджета есть трудности, так что «доблесть руководителя сегодня не в том, чтобы пройти по кабинетам и выбить дополнительные средства, а в том, чтобы в этих кабинетах найти способы оптимального использования тех денег, что есть», тем более что ни одна из программ в области культуры, включённых в бюджет города, сокращениям не подвергалась. От руководителей учреждений культуры город ждёт понимания и встречных инициатив по вопросу занятости: сохранение существующих рабочих мест – задача первостепенной важности. Говоря о Годе равных возможностей, Людмила Ивановна подчеркнула, что главное в этой программе – не техническое переоборудование учреждений культуры для нужд инвалидов, несмотря на всю важность этих мероприятий, а создание в обществе атмосферы, которая позволила бы инвалидам чувствовать себя равными членами социума. Это очень острая проблема: инвалиды в силу целого ряда обстоятельств вынуждены большую часть времени проводить в своих квартирах, обыкновенная прогулка, не то что поход в музей или в театр, для многих из них задача почти неразрешимая, поэтому мы и не видим их вокруг. А если человек чего-то не видит, то подсознательно считает, что этого не существует. У подавляющего большинства наших граждан нет опыта общения с инвалидами, они боятся их, не знают, как себя с ними вести, и учреждения культуры – музеи, библиотеки, театры – могут и должны стать средой, где такие контакты начнут устанавливаться, где будут формироваться тёплые, душевные человеческие связи. «Мы должны наконец осознать, что рядом с нами живут люди, не похожие на нас», – сказала Л. Швецова.
Когда собрание закончилось, никто не торопился уходить: люди собирались группами, что-то оживлённо обсуждали, расходились, чтобы тут же примкнуть к новой группе, и снова возникал заинтересованный разговор. И глядя на это «броуновское движение», я невольно ловила себя на мысли, что жизнь всё-таки мудрее математики, хоть во многом и подчиняется её законам: в математике плюс на минус всегда даёт минус, в жизни, если очень постараться, может получиться плюс.