Встреча лидеров «двадцатки» в Питтсбурге (24–25 сентября) была более продуктивной, чем предыдущие форумы G20 в Вашингтоне и Лондоне. Самое важное решение – по организационному вопросу: вместо «восьмёрки» главным экономическим форумом станет «двадцатка». Долгожданная справедливость восторжествовала. На «двадцатках», несомненно, всё будет гораздо динамичнее – и сложнее.
Главный минус Питтсбурга – молчание насчёт подлинных причин экономического кризиса. Политкорректность заедает, говорить правду никто не хочет. После стольких бед и трагедий, вызванных контролируемыми обвалами американских финансовых пирамид, многолетнее мошенничество на рынках ценных бумаг названо в коммюнике «двадцатки» с джентльменским тактом – «эра безответственности», «эксцессы» и «практика, которая привела к излишним рискам». Хозяин форума Б. Обама назвал происшедшее «серьёзной неудачей финансовой системы» – всего лишь. Понятно, нью-йоркские финансовые казино очень нравились всем – и владельцам, и клиентам, потоки денег, казалось, будут течь легко и всегда. Кризис, видите ли, подкрался как-то незаметно, случился сам по себе – всё шло хорошо, но вдруг такая неурядица! Как у детей – «это не я, чашка сама разбилась». Жаль – если нет реального диагноза, не будет и реального лечения.
Впрочем, не стоит требовать от лидеров слишком многого. Серьёзных фундаментальных разработок и рецептов, которые давали бы практические ответы на поставленные кризисом проблемы, просто нет, к радикальным переменам не готов никто – ни экономические гуру, ни бизнес, ни политики. А виновники финансового кризиса вообще всем довольны – одни укрупнились, другие обанкротились, при этом в личном плане руководители фирм-банкротов не пострадали – некоторые даже ездят по миру, скупают дешевеющие активы. В такой ситуации планы, о которых условились участники «двадцатки» в Питтсбурге, выглядят на тройку с плюсом.
Одна из ключевых договорённостей – государства «двадцатки» обязались отрегулировать порядок выдачи бонусов и компенсаций топ-менеджерам финансовых компаний. Несерьёзно? Не совсем. За это решение европейцы в преддверии Питтсбурга сражались с американцами, которые не проявляли энтузиазма к идее – не хотелось огорчать своих менеджеров, которые до сего времени были уверены: даже в случае отставки директоров, как и владельцев обанкротившихся нью-йоркских финансовых гигантов, будет на законном основании ждать солидная компенсация.
И всё же пришлось согласиться – скандалы с директорскими бонусами «бегемотов-банкротов» на фоне всеобщего разорения были слишком вопиющими. Политики полагают, что если топ-менеджеры «откажутся от излишних рисков» (в переводе на нормальный язык – прекратят мошенничать), станут получать бонусы по итогам работы и в случае банкротства и ликвидации своих фирм не получат компенсации, риски и угрозы финансовой стабильности заметно снизятся.
Идея ограничить жадность правилами – вполне земная, хотя, конечно, паллиативная. Скептики улыбаются – а кто в государствах «двадцатки» будет проводить в жизнь эти правила? Чиновники и законодатели, в прошлом сами топ-менеджеры? Интересно, как будет выполняться это обязательство в России и когда будет брифинг наших компетентных структур на эту тему?
Америка – «виновник торжества» и кризиса, и нынешнего саммита «двадцатки» – подаёт некоторые надежды. В этой стране происходит кое-что интересное. В конгрессе США началась разработка законопроекта о защите финансовых интересов потребителей, который предусматривает в этих целях создание сильного государственного агентства. Банкирам это очень не нравится, предстоит жёсткая борьба. Тот же конгресс недавно принял знаковое решение о проведении аудита всесильной и всемогущей Федеральной резервной системы (ФРС) – ещё недавно такое было бы невозможным. А известное информагентство «Блумберг» судебным решением вынуждает ФРС представить сведения о корпорациях–получателях финансовой помощи от государства. Немыслимо! Может быть, в Америке настаёт то самое время перемен, о котором говорил в предвыборной кампании Б. Обама? Просыпается народовластие?
Обольщаться не стоит. Ни насчёт Б. Обамы, ни насчёт возможностей реально окоротить ФРС и американскую финансовую элиту с их ресурсами влияния во всех сферах. Время покажет, действительно ли Б. Обама работает на перемены и, что очень существенно, есть ли у него для этого реальные силы – или всё сказанное до и после выборов останется красивыми словами, правила игры в американских и мировых финансах и экономике будут подправлены, но по существу останутся прежними, и через некоторое время умные люди обязательно придумают новые финансовые технологии и разразится новый кризис.
Форум в Питтсбурге внушал бы бóльший оптимизм, если бы не «политсюрприз» – неожиданный «сеанс разоблачения» ядерных амбиций Ирана с выходом к журналистам Б. Обамы и верных атлантистов Г. Брауна и Н. Саркози. Надо признать, информационная бомба взорвалась с шумом, акция получилась хлёсткая и практически затмила собой «двадцатку».
А я, глядя на экран, подумал: неужели не смогли придумать что-то новое? Ведь это ремейк времён Дж. Буша-младшего, точнее – злополучного заседания Совбеза ООН в марте 2003-го перед нападением на Ирак. Только обличаемый злодей не Ирак, а Иран! Тогда главным обвинителем тоже был афроамериканец, госсекретарь К. Пауэлл, и разговор шёл примерно такой же – над миром угроза, ядерное оружие в руках диктатора, ракеты, остановить С. Хусейна! Тот же тон, жесты, те же нахмуренные брови, грозные взгляды. А вскоре К. Пауэлл сетовал – его, заслуженного генерала, подвели и опозорили на весь мир спецслужбы, иракские ракеты оказались какими-то трубами, оружие массового уничтожения не нашли, связи С. Хусейна с «Аль-Каидой», как выяснилось, липа…
Неужели сценаристы и режиссёры питтсбургского шоу рассчитывали, что историю с Ираком никто не вспомнит и сюжет будет восприниматься как новый триллер? Зря. Во-первых, разоблачение опоздало. Иран 21 сентября, за четыре дня до выхода на сцену «великолепной тройки», официально уведомил МАГАТЭ о строительстве завода по обогащению урана. Во-вторых, поскольку соглашение о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия Иран подписал, но пока не ратифицировал, вопрос о том, что, строго говоря, Иран должен, а что не должен, может дискутироваться. В-третьих, Иран, несмотря на сказанное, в добровольном порядке работает с МАГАТЭ, инспекции проходят нормально, ядерное агентство ООН не видит оснований говорить об иранской атомной угрозе. В-четвёртых, Пакистан создал ядерное оружие, однако никто бровь не хмурил и войной не грозил.
Кстати, история с созданием пакистанской бомбы очень любопытна – ещё совсем недавно «старшие товарищи» прикрывали работавшего на атомном объекте в Голландии пакистанского ядерщика Кадыр-хана, который потихоньку вывозил из Страны тюльпанов к себе на родину сверхсекретные чертежи и многое другое, необходимое для «национального средства сдерживания». Когда голландцы захотели прекратить ядерную контрабанду, «старшие товарищи» внушительно сказали: коллеги, не напрягайтесь, вопрос не ваш, всё под контролем, так надо. Но кто сейчас это помнит!
Несколько слов про Иран и его лидера. Задиристые выступления М. Ахмадинежада – не на пользу ни Ирану, ни миру. Не на пользу России. Однако когда на Иран возводят напраслину и каждый день угрожают войной, сменой режима и устраивают провокации, стоит подумать – а как должно вести уважающее себя правительство в подобной ситуации? Не испытывать ракеты, расстилаться, говорить – извините, исправимся?
Как говорил классик, политика – концентрированное выражение экономики. В Питтсбурге было и то, и другое. Что дальше? Гарантированный водоворот событий и в политике, и в экономике. Сегодня всё происходит стремительно и забывается быстро, на что, очевидно, и надеются «хозяева колец». Повоевали в Ираке – неудачно, конечно, потеряли тысячи своих солдат (миллион с лишним иракцев не считается), но это не важно. Главное, в иракском проекте всё, что намечали по материальной части, состоялось – нефть и стратегические позиции под контролем. Теперь можно заняться Ираном. Кризис? Пройдёт, забудется. Главное – тот, кому положено, финансово укрепился, теперь можно приобретать новые активы и рисовать перед миром очередные картины «светлого будущего». А «двадцатка» – пускай заседает.
Или всё-таки кому-то удастся придумать что-то лучшее?
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Плюсы, минусы и сюрпризВстреча лидеров «двадцатки» в Питтсбурге (24–25 сентября) была более продуктивной, чем предыдущие форумы G20 в Вашингтоне и Лондоне. |
КОД ССЫЛКИ: |