История, цивилизация, культура: опыт исторического истолкования. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 440 с. – 1000 экз.
По нынешним временам труды, в которых ведётся серьёзный и глубокий разговор о культуре, достаточная редкость. Книга известного философа – из числа этих немногих. Выгодно её отличает от других умение автора сопрягать «горние выси» с самыми злободневными проблемами времени. Наверное, потому, что он с юности, по его собственному признанию, относился к философии не как к отвлечённому мудрствованию, куда нет хода непосвящённым, а верил, что «в философии можно найти ответы на самые главные вопросы жизни, всё остальное частности». Верил, что философия может дать то знание, которое ответит на вопросы: как устроен мир, куда идёт человек, зачем он вообще существует?
В своей книге Межуев размышляет о вопросах на сегодня главных, важнейших. О культуре подлинной и мнимой, о судьбе национальных культур в эпоху победного шествия глобализации, о социализме как культурной альтернативе капитализму, о возможности равноправного диалога между Россией и Европой, о нашем гражданском обществе и не усвоенных нами уроках свободы…
Среди достоинств книги – умение автора выражать свои мысли не так называемым птичьим языком, а точно, понятно, доступно.
«Для Запада общим для всех людей является разум. Русские философы искали общее в сфере духа – религиозного, морального, этического. На мой взгляд, оба ответа содержат долю истины. Но как их соединить в одно целое? Вопрос, проще говоря, в том, как одновременно жить по Конституции и по Библии, по праву и морали».
«Я против любого изоляционизма, особенно в области культуры. Разговоры об особом пути России – путь в никуда. Но и цивилизация, созданная на Западе, ещё не решение всей проблемы. Нам не в Европу идти надо, а с Европой в цивилизацию, которая могла бы объединить всё человечество».
«Только для человека, осознающего себя личностью, индивидуальностью, свобода становится ценностью, настоятельной потребностью и необходимостью. Человеку всегда было свойственно ждать прихода счастливого времени, но оно никогда не наступит, если не будет свободным временем, то есть временем, принадлежащим самому человеку, живущему в нём».
В связи с последней цитатой можно заметить, что на протяжении всей книги заметна особая увлечённость автора категорией «свободы». Эта увлечённость порой приводит к тому, что мысль превращается в некое заклинание, а доказательство – в призыв. Свобода, конечно, относится к «фундаментальным ценностям человеческого существования», но вещь это весьма специфическая и в жизни связана с суровой реальностью. И потому чрезмерное и некритическое увлечение ею, особенно на российских просторах, в истории не раз оборачивалось весьма несчастливыми временами.