Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

По дороге, не ведущей к храму

01 января 2007

«Золотой Георгий» – за юродство и антисоветизм

ЗЛЫЕ ЗАМЕТКИ

Очередной Московский международный кинофестиваль отошёл в историю, а точнее будет сказать, канул в Лету стремительно и резво. Если этот смотр вместе с его своеобразными итогами и останется в анналах, то исключительно в качестве эдакой притчи во языцех, практически нонсенса.
«Домашняя радость» – вот, наверное, наиболее точное определение случившегося мероприятия, а девизом форума вполне можно было бы избрать бессмертное грибоедовское «Ну как не порадеть родному человечку!». Общая картина сложилась, насколько я могу судить, беспрецедентным образом. Председатель жюри – наш, фильм открытия – поставленный председателем жюри, сразу три отечественных фильма в конкурсной программе – и все в призах (плюс 12-летняя одесситка Лена Костюк, удостоенная «Серебряного Георгия» за лучшее исполнение женской – sic! – роли в также «нашем», по сути, фильме «Мелодия для шарманки», представлявшем в конкурсе Украину). Даже специальный почётный актёрский приз «Верю!», прежде вручавшийся исключительно зарубежным гостям, на сей раз остался в России, правда, в связи с печальными обстоятельствами: наградой был посмертно удостоен Олег Янковский, и это, пожалуй, единственное решение, не вызывающее никаких сомнений.

Может быть, не было бы смысла вновь возвращаться к сему приятному во всех отношениях междусобойчику класса «А» – в прошлых номерах «ЛГ» достаточно подробно рассказала как о картинах-лауреатах, так и о наиболее интересных фестивальных явлениях, – если бы венчавшая его «раздача слонов» не выявила бы помимо факта необычайного расцвета отечественного кинематографа ещё две хоть и не столь явно бросающиеся в глаза, но весьма красноречивые тенденции. Распространяющиеся уже несколько шире рамок отдельно взятого победоносного для нас форума, наглядно демонстрируя те умонастроения, что, похоже, возобладали сегодня в среде мастеров экрана.

Во-первых, обратите внимание на медико-социальные характеристики предъявленных российскими фильмами героев. Общее не вполне благополучное и нездоровое состояние главных действующих лиц всех лент, включая фильм открытия, налицо. Не столь важно, о каком времени идёт речь – о седой ли древности, о 1953-м, о 1956-м, или о современности (пускай «опосредованной» текстом А.П. Чехова) – патология неизменно правит бал. Безумные, юродивые, блаженные, буйно и тихо помешанные – вот своего рода «коллективный портрет» нации в зеркале международного фестиваля. Смотри, мир, и преисполняйся благоговейного ужаса!

Данный «тренд» не то чтобы новорождённый – его уже несколько лет небезуспешно (в смысле премий и признания на зарубежных уже смотрах) эксплуатируют некоторые молодые режиссёры. Похоже, их старшие коллеги, мэтры, посмотрев на это дело, решили теперь дружно задрать штаны и отправиться в погоню. Насколько она будет успешной в плане мирового признания – сказать трудно, но у нас на всякий случай имеются ММКФ и даруемая им счастливая иллюзия планетарного успеха.
И второе. Обладателем самого главного «Золотого Георгия» стала, если вы ещё помните, лента Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное». По коллективному критическому мнению, одна из самых слабых в куда как не блещущем выдающимися достижениями искусства конкурсе. Отчего же именно эта «ретродрама», кем-то из пищущих политкорректно отнесённая к разряду «традиционного, добротного, «зрительского» кино» (правда, в сочетании с вопросом, какое отношение данный род экранной продукции имеет к фестивалю – вещи, по определению нацеленной на поиск, новацию, эксперимент), а нашим обозревателем припечатанная в словосочетании «рациональный и сухой, как старая баранка, фильм», – отчего же всё-таки он одержал победу?..

Можно, вероятно, искать причину в неких околокинематографических «раскладах» (как это, кстати, кое-где уже и делается), но, на наш взгляд, всё обстоит несколько иначе – и проще и сложнее одновременно.

«Петю…», а вернее, его создателя премировали – по крайней мере очень похоже на то – за выслугу последних лет как убеждённого и последовательного антисталиниста экранного искусства, с завидным упорством срывающего с «проклятого» периода недавней истории все и всяческие маски, что в телевизионных сериалах, что вот теперь в пространстве полного метра. Досталь продолжает «немного развеивать мифы» (это его собственное выражение из интервью уже в ранге триумфатора, данного газете «Культура»), совершенно не замечая того, что выстроенная им в последних произведениях «картина мира» уже сравнялась, если не превзошла по степени мифологизации – с противоположным знаком, разумеется – уровень приснопамятных лент Михаила Чиаурели и «Кубанских казаков».

В общем, во всём виноват Сталин! И в нынешнем состоянии нашего кинематографа в том числе…

П. ХОХЛОВСКИЙ

Обсудить в группе Telegram

П. Хохловский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS