Первая творческая встреча, которую провела Московская городская организация СП России в ЦДЛ после пандемии, называлась «По дороге в Зурбаган». К сожалению, мы не могли позвать многих по причине требований к наполняемости зала (в связи с профилактическими мерами, направленными на борьбу с COVID-19). Но подготовились: маски, перчатки и антисептики имелись в избытке.
Программа вечера была насыщенна и интересна. Это и фотовыставка «Актёры и роли» фотографа Елены Цветковой. И информационный коктейль, на котором был показан киножурнал «Личностное видение мира в авторском кино». И доклад Татьяны Каурцевой «Экспериментальное кино как погружение в глубины человеческой личности».
Также мы посмотрели фильм «Дуаль», снятый Анастасией Борискиной по собственному сценарию. И, как это принято в ЦДЛ, обсудили увиденное.
«Для меня самое важное – это слово... Кино – это прежде всего действие, но слово наполняет действие смыслом. Может ли кино обходиться без слова? Разумеется, оно изначально было немым. Но ведь слово – это не только реплики и диалоги героев, это ещё и драматургия», – поделилась Анастасия Борискина, человек в ЦДЛ не новый. Совсем недавно она представляла в этом же зале свою книгу. Но для фильма написала оригинальный сценарий.
«Дуаль» – учебный фильм, первый серьёзный опыт режиссёрской деятельности Анастасии Борискиной. Проблемы в нём затронуты невероятно сложные.
Мы все, находясь дома, оказавшись бессильными что-либо сделать перед мировой пандемией, стали, видимо, более ощутимо воспринимать реальность существования зла в мире. По замечанию философа В.Н. Лосского, зло «есть как бы болезнь» и существует «только за счёт той природы, на которой паразитирует». Человек свободен в своём выборе и сам даёт место злу в своей жизни, он «согласился на это господство над собой». В корне зла коренится бунт против Бога. Не случайно Анастасия Борискина взяла для своего фильма цитату из евангельской притчи о талантах.
Анастасия, как автор художественных и научных текстов, всегда стремилась быть доступной читателю. И постаралась сделать свою киноисторию понятной. Фильм интересен, динамичен, но снимался он всё же для вдумчивого зрителя: в картине вскрыты глубокие философские проблемы.
Как писал Н.А. Бердяев, «Искусство – это не изображение действительности, а преображение». Создатели фильма надеются, что они справились с данной задачей. Об этом, в числе прочего, говорил исполнитель главной роли актёр Максим Антонников.
Разговор получился увлекательным и живым. Собравшиеся в зале писатели, актёры, музыканты, художники – в основном молодёжь – задавали множество вопросов. Меня в первую очередь интересовало, творчество – это состояние души или желание самореализоваться? По словам Анастасии Борискиной, оно есть «данность, подарок Бога душе человеческой». Творчество «даёт возможность человеку приблизиться к Творцу, понять Его радость при воззвании жизни из небытия. Это призвание каждого человека, который приходит в мир, созидание себя и мира вокруг себя».
Марина Замотина
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Анастасия Борискина – член МГО СП России, кандидат педагогических наук, поэт, прозаик, драматург, режиссёр. Практикующий психолог, более 20 лет работает с детьми. Автор публикаций (книг и статей в периодике) – как художественных, так и научных, сценариев и пьес. Слушатель Высших курсов кино и телевидения ВГИК (мастерская Ф.М. Попова, С.А. Титинкова). Автор сборников «В гостях у мира», «Планка», «Поэтическая география», «Четыре времени года. Зимние этюды», «Ангелы касаются земли», «Двери, ведущие в Рай», «Тогда поэт», «Семейный альбом: мама», «Когда мы друг друга не знали».