Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

По другую сторону МКАД

01 января 2007

НОВЫЕ ГОЛОСА

И. КАЦМАННезадолго до смерти выдающийся русский искусствовед Николай Харджиев, отвечая на вопрос журналиста о современной русской поэзии, заметил, что такого количества «скоропишущих графоманов», как в России, нет нигде в мире, и это совершенно затемняет общую картину. В последние годы ситуация в русской поэзии ничуть не прояснилась. За это время в «толстых» столичных журналах успела осесть «муть», поднятая в 90-е годы волной торжествующего нонконформизма. Каждый провинциал, который пытался пробиться в столичный журнал, знает: рукописи не только не рецензируются и не возвращаются, но зачастую даже и не прочитываются.
Происходит что-то подобное гибели Аральского моря: условно либеральная «Сырдарья» и условно патриотическая «Амударья» в равной степени не доходят до читателя. А русская провинция, давшая прежде столько ярчайших имён нашей великой литературе, стала «резервацией» – со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Сегодня «Литературный резерв» представляет вашему вниманию нескольких молодых авторов, чьё творчество сформировалось, кажется, вопреки столичной тусовочной реальности. Конкурентоспособна ли такая поэзия? Судить вам. Наша задача – указать на существование феномена: русская поэзия жива и за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги.

Диана КОДЕНКО, НОВОЧЕРКАССК

***

...Итак, вначале мира были шумеры,
А после – аккадцы, хетты и ассирийцы.
А дальше – такая бездна времени прошумела,
Что мы, раздумывающие, где бы нам поселиться,
Никак не могли найти достойного места –
Ведь в наших краях ни Тигра нет, ни Евфрата.
И гул цивилизаций сужался до тихой фразы,
До понимания с полувзгляда и полужеста.
И вся история – со всеми её витками,
Со всеми её богами и спазмами революций
Текла сквозь пальцы водой под лежачий камень,
И дальше – из горькой чаши – чаем на блюдце.
Душа обрастала усталостью, всяким вздором,
И мы наконец осели в седой столице,
Где бог – один. Но если ему и молиться,
То только молча и только за тех, кто дорог.
Вот так и жили. Ходили по улицам занесённым
И знали, что этот воздух
не по плечу ихтиандрам,
Что жизнь, поставленная неведомым режиссёром,
Сведётся в конце концов
к анатомическому театру.
И нам, виновато отчаянным, бесполезным,
За то, что мы так похожи, платить сверх меры...
Ты помнишь? В начале мира были шумеры...
А после – аккадцы... а дальше – такая бездна...

Анастасия СТРОКИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Остров

Тает снег. Чайки заняли крупные льдины:
путешествие по Неве. Маленькое, но всё же.
Триста лет я люблю этот остров длинный,
широкий остров, его дома и прохожих.
У Ростральных колонн цветы:
свадьба на Стрелке;
я иду по набережной и как свои пять
знаю, где в реке рыбно, где мелко,
где до дна уже не достать.
Поживёшь тут, походишь по этим линиям:
то ледоход на Неве, то морской парад,
то найдут утопленника – глаза большие и синие –
рекой подаренный оторопелый взгляд.
И булыжники жмутся друг к другу: «Мы-то
и не такое видали!» А я вот по ним иду.
Отсюда, с набережной Лейтенанта Шмидта,
будущие эмигранты в двадцать втором году
уезжали на кораблях,
высоких, трубастых, белых:
«До свидания, Спас-на-водах, Исаакий,
Адмиралтейство, остров…
до не-свидания». И по трапу шли неохотно,
несмело,
купола казались им выше и ярче,
игла – особенно острой.

Лёд сегодня так ярок и день – непривычно ясен,
точно тот, когда детьми впервые
мы забрели туда,
где стоит ледокол
с кумачовым названием «Красин»,
отдыхая который десяток лет
от океанского льда.
И с тех пор корабли, которые здесь бывают,
запоминаю по именам: «Лили Марлен»,
«Урания», «Индийский факир»,
но больше всего я жду самого конца мая,
когда домой возвращается парусник «Мир».

На еврейском кладбище. Могила Цеби

Каждому хватит времени.
Хватит на всё. Больше не надо.
Смотришь глазами серыми
на ограду,
а за оградой –
бронзовый быстрый олень
и надпись: «Цеби».
Белая-белая сирень
гроздьями – в небо;
друг другу мы вручены,
земная поросль,
и не разлучены –
просто порознь,
просто земля меж нами –
тонкая плёнка;
скачет олень ночами
к оленёнку,
и свысока
видит: Прага застыла.
Камень вместо цветка
брось на могилу,
брось и не бойся: цветы –
всё те же камни.
Скачет он сквозь кусты –
прямо в глаза мне
и разрывает вату
пространств – рогом.
Времени хватит, хватит,
времени много.

Александр ДЬЯЧКОВ, ЕКАТЕРИНБУРГ

***

Зачем, зачем неумолимо
наждачкой опыта и лет
с вещей стирается незримо
душа и свет?

О Господи, пока на свете
дышу, позволь ещё хоть раз
увидеть мир, как видят дети,
из детских глаз:

открыть за каждым поворотом,
забором, улицей, углом –
вселенную… А ныне что там?
Ну двор, ну дом…

Но удивительное детство
и не вернуть, и не вернут,
и жизнь теперь не цель, но средство,
тяжёлый труд.

Алёна ХАРИТОНОВА, СТУПИНО, МОСКОВСКАЯ ОБЛ.

Урок

Я читаю. Буква за буквой – слог.
Словно самый прилежный школьник,
Я читаю... Но труден урок...
Книга брошена на подоконник.

Солнце рвётся в листву. Поёт
Майский жук... Покружил степенно,
Сел на ветку... Этот полёт –
Откровение всей Вселенной.

Что там книги! Окно открой
И впивай безмятежность сада.
Это выше гомеров и трой –
И выдумывать их не надо.

***

Ни хвалы, ни хулы. Лишь посулы.
Не забуду тебя никогда.
Только имя услышу, и скулы
Заливаются краской стыда.

Кто узнает, поймёт и заметит?
Только тот, кто полюбит сильней.
Нет родней и желанней на свете,
Нет запретней, а значит, больней.

Оттого ль не касаюсь запястья
И украдкой не смею взглянуть?
Я нашла тебя, зыбкое счастье!
Только путь наш – безрадостный путь.

Ни хвалы, ни хулы. Только эта
Многозначность незначащих встреч.
Значит, можно любить без ответа,
Значит, можно страдать и беречь.

Жасмин

Лепестков расправляя крылья,
Белопенно жасмин вскипел.
И смешались с дорожной пылью
Горький запах и чистый мел.
Растревожит осадок лета
Волглых туч грозовой покров.
Только буйство цветов и цвета
Вдоль дорог и внутри дворов.
Погляди, белопенных кружев
Незатейлив и прост узор,
И плывут лепестки по лужам –
Ароматный июньский сор.


Василий ПОПОВ, ВОЛОГДА

***
Затерялся как-то странник
Между небом и землёй.
И луна ему, как пряник,
Стала видеться порой.

Шёл, быть может, он на север,
А быть может, и на юг.
Знал об этом только клевер,
И никто другой вокруг.

Он снимал свои сандалии,
Долго слушал небеса,
И однажды прошептали
За туманом голоса…

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS