Тайна Золотого Голлу. – Ростов-на-Дону: Медиа-Полис, 2010. – 178 с., 1000 экз.
Издатель определяет жанр этой книги как историко-приключенческий роман, который можно читать и взрослым, и детям. Действие его происходит на Северном Кавказе, на территории древней Алании (тысячу лет назад) и в современной Карачаево-Черкесии. Голлу – одно из языческих божеств, его золотая статуэтка – ось сюжета первой части романа. В те бурные времена происходил важнейший процесс христианизации некоторых народов Кавказа, статуэтка теряла свою сакральную ценность, отодвигаясь в тень забвения. Во второй части речь идёт о наших днях, когда Золотой Голлу для одних – драгоценное послание прошлого, достояние народа, его создавшего, для других – предмет, который можно задорого продать, лучше всего иностранцам, за доллары. То есть вторую часть романа можно назвать детективом, но не хочется употреблять это слово, скомпрометированное прилитературными ремесленниками.
Главная ценность книги видится не в хитросплетениях сюжета и даже не в искусных и ненавязчивых описаниях местных обычаев. Главное, думается, в том, что автор ведёт читателя по дорогам и горным тропам родной земли, а не посылает его далеко-далеко за моря. При нынешнем состоянии книжного рынка, формирующем устойчивый интерес к масскульту, это имеет очень большое значение, особенно для юного поколения, чья сфера интересов только-только формируется. Речь, разумеется, не о запретах, а о приоритетах.
В далёкие советские времена мы учились по учебникам истории, в которых процесс смены общественных формаций рассматривался на западноевропейском материале (по Марксу), а в конце каждой главы давались добавления «...а в это время в России». Отражением этой идеологической структуры была и художественная литература, детская в том числе. Англичанин Айвенго был для нас более известным персонажем, нежели русские рыцари Средневековья, о капитане Куке мы знали больше, чем о Хабарове или Пояркове. А много ли было книг для детей и юношества, для малоподготовленного взрослого читателя о кипении страстей на Кавказе, на Урале, в Сибири?
Спору нет, в последнее время этот перекос исправляется, но медленно, очень медленно.
И хорошо, что Владимир Романенко написал свой роман, доступный любознательным пацанам и девчонкам, и что нашёлся издатель, выпустивший книгу в свет.