Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

По капле выдавливая из себя врага

01 января 2007

ПРЯМОЙ ЭФИР

По капле выдавливая из себя врага, или Гордон Кихот против Гордона Педро

В недавнем выпуске программы «Русский императив» радиостанции РCН её ведущий, обозреватель «ЛГ» Алек­сандр КОНДРАШОВ беседовал с известным тележурналис­том Александром ГОРДОНОМ. Представляем вашему вни­манию выдержки из их разговора в прямом эфире.


КАКАЯ СВОБОДА СЛОВА, КОГДА НЕЧЕГО СКАЗАТЬ?

- Во имя чего вы затеяли «Гордон Кихота»?

- Изначально это был каламбур, та­кой же, как «Гордон Жуан» или, как многие сейчас шутят, «Гордон Педро». Если же серьёзно, то я выясняю отно­шения с самим собой. В каждом из приглашённых вижу в первую очередь свои грехи и пороки. Глядя на какого-нибудь Ерофеева, думаю: «Господи, боже мой, сколько же во мне Ерофеева! Дай-ка я буду по капле его выдавливать». А он же сопротивляется, он же в бутылку лезет. Мой Ерофеев не тот, тот-то сдался сра­зу. Пытаюсь устроить себе такую психо­терапию за счёт Первого канала.

- Современное телевидение явля­ется элементом культуры или анти­культуры?

- Все наши надежды на то, что мы можем сделать телевидение чуть-чуть с более человеческим лицом, адресовать его чуть-чуть более разборчивой ауди­тории, они, увы, не оправдались. Что ка­сается современного телевидения, то чего мы все хотели, то мы и получили. Оно может не устраивать вас или меня, ещё наберём человек 300, крайне недовольных. Всем остальным всё нравится. Рекламодателям нравится, создателям нравится, потребителям нравится. При­ходится утешаться той мыслью - а она у меня довольно давно живёт - что теле­видение не может и не должно делать человека лучше или хуже. Телевидение в основном информирует и развлекает.

- Все те, кто затевал телевидение, начиная со Зворыкина, кто начинал советское ТВ, как раз ставили цель - сделать человека лучше.

- Это высокомерная утопия. Даже человек не может зачастую сделать че­ловека лучше, прилагая к этому колос­сальное усилие. И у него не всё получа­ется. Как же вы хотите, чтобы один или два создателя передачи вышли и милли­он людей сразу сделали лучше?

- Но хотя бы не заселяли мозги га­достью.

- Мозги - это пылесос, который со­сёт всё. Особенно у тех людей, которые других способов получения информа­ции не помнят или не знают.

- Среди пылесосов есть очень ма­ленькие, которые не знают ни что хо­рошо, ни что плохо. Которых надо учить и воспитывать. У нас смести­лись понятия добра и зла. Телевиде­ние ведь обращено ко всем пылесо­сам, и к детям и к подросткам в том числе. В открытом доступе находится множество каналов, которые днём показывают всё. Мне кажется, что надо бы поберечь пылесосиков.

- Для этого есть два фильтра: папа и мама.

- А если папы или мамы нет? У нас много неполных семей. Днём родите­ли на работе.

- Ребёнок, если родители не захотят, не будет включать телевизор. Ну зачем опять спихивать на кого-то, на меня, на Познера, на Соловьёва воспитание соб­ственных детей?

- Ваша передача - некий интеллек­туальный бокс. Но эфир с резидента­ми «Комеди Клаба» вы проиграли нока­утом.

- Я вот ни капли не лукавлю, когда говорю, что не на бой их вызываю, а ес­ли на бой, то я воюю не с ними, а с неки­ми миражами внутри меня. Нет ни одной программы, где бы я выиграл, потому что не было такой установки. Програм­ма называется «Гордон Кихот». Перво­источник - пародийный рыцарский ро­ман о некоем сумасшедшем идальго, который, принимая за чудовищ ветряные мельницы, втыкал в них копьё. Как можно победить у ветряной мельницы?

- Здесь не мельницы, а люди. Не­которые кипятятся, обижаются. Еро­феев даже обзывал вас нехорошими словами.
- Сам он такой.
- Но он же тоже человек, живой.
- Да никакой он не живой, нервный, но уже давно не живой.
- Был очень интересный эфир с Ма­вроди, но он превратился в пиар его книги. Благодаря чему я её, кстати, прочитал. Если бы вы рассказали о ней, то было бы замечательно. Там абсо­лютно откровенно, даже талантливо выражена логика подонка, мошенника.

- Я назвал это логикой человека, да­лёкого от раскаяния.

- И это не только его логика. Это логика очень многих людей, которые занимаются бизнесом. Когда не пой­мёшь, где бизнес, а где мошенничест­во. Там лютое презрение к людям, ко­торые не занимаются мошенничест­вом, к тем, кого они обманывают.

- Я к людям равнодушен, меня бесят их поступки. Редко радуют, а чаще бесят.

- То есть вы ненавидите пороки, но не людей?

- Какие пороки, я сам полон порока­ми. Я ненавижу лицемерие, когда чело-век занимается, например, актёрством ради денег, а заявляет, что попутно он спасает человечество. Мне задают во­прос: при таком взгляде что вы делаете в телевизоре? Я говорю: зарабатываю деньги. Стараюсь делать это честно. То есть затрачиваясь. Вот и всё.

- Произошло какое-то сущностное изменение в современном телевиде­нии, чувствуете ли вы, что стало тя­желее работать?

- Телевидение сегодня существует даже не под давлением извне. Оно рас­пираемо самодавлением. Ведь нет ниче­го страшнее, чем редактор внутри тебя. Особенно если он редактирует не твор­ческую твою часть, а, скажем так, ос­торожничает с властью предержащей. Но это полбеды, это можно обойти. Мы все выросли на великом, могучем, рус­ском, эзоповом языке. В конце концов вернуться к нему никто никогда не по­мешает, навыки есть. Другое дело, что аудитория выросла непуганая, которая этого языка не понимает. Им надо сразу всё в лоб, прямо, сразу, а это сегодня, увы, невозможно, да, наверное, даже не увы, потому что я всегда был против ис­терии по поводу свободы слова. Такой свободы слова, когда сказать нечего. Влезают, начинают кричать.

- Говори правду, говори правду! А знаешь ли ты её?

- Вот именно. Кризис, который се­годня наступил, он эти изменения сде­лает очевидными. Уже сегодня на те­левидении недостаточно денег для то­го, чтобы поддерживать прежний уро­вень лоска, комфорта и гламура. Уже сегодня становятся востребованными - а я знаю, как сокращаются бюджеты даже больших телевизионных каналов - идеи. Идеи, которые можно вопло­тить при минимальном бюджете. То есть на первый план выходит не то, как сделана передача, а что в ней сделано и зачем. Кроме того, грядёт эра цифро­вого телевидения. А это революция, на мой взгляд, похлеще Октябрьской, по­тому что у каждого наконец-то будет возможность сказать всё, что он хочет и кому он хочет. Появится огромное количество нишевых телеканалов, причём не в нынешнем понимании, когда отдельный канал про еду, а ка­нал, например, только про яичницу. И вот это количество, мне кажется, рано или поздно даст качество.

- Насколько я знаю, в социальном пакете будет всего восемь каналов.

- Я не о государственной цифровизации. Я говорю о том, что как только будет «пройдена золотая миля», - на Западе это уже происходит потихоньку - тогда будет возможно доставить сигнал из любой точ­ки планеты в любую точку планеты.

- Мы уже видим это в Интернете. Но не думаю, что такую возможность дадут на ТВ.

- Дадут, куда денутся.ОЛИГАРХИ-ЛОХИ

- Как много у вас в окружении лю­дей, которые думают так же, как вы?

- Единомышленников не может быть много. Когда их много, приходит иску­шение, ты теряешь голову, начинаешь превращаться в пророка в своём отече­стве. Нет, я абсолютно удовлетворён позицией такого подвякивающего из-за угла человека, который не доволен всем и вся. С одной стороны, есть люди, которым это близко, тогда они проявляют ко мне что-то вроде положительных эмоций, значит, им хорошо, ну и мне не­плохо. А есть люди, которые меня нена­видят, а это ещё лучше, потому что я тогда являюсь канализатором их отри­цательной энергии, они на меня позлят­ся, может, тогда жене морду не набьют в очередной раз. Санитар леса, ассени­затор, громоотвод, который всякий раз удар молнии переводит в землю.

- Многие из тех, кто к вам приходил, думаю, пожалели, что это сделали. Ведь их уговаривали. Как это происхо­дит? И б^1ло ли там всё так честно?

- Не знаю, насколько честно, но бывает, редакторы переусердствуют. Теперь всем гостям буду звонить я сам. Но проблема-то не в этом. Проблема в том, что Ерофеев нагло врёт, потому что, во-первых, он знал, куда идёт. Да­же обсуждал название программы и концепцию её. Во-вторых, никто не мешал ему развернуться и уйти в лю­бой момент, когда он понял, что не ту­да пришёл. В-третьих, никто не застав­лял его быть жлобом и оскорблять на­право и налево всех. В-четвёртых, он за неделю до эфира получил диск с монтажом, после этого он позвонил редакторам и сказал спасибо.

- То есть он смотрел программу? Теперь я начинаю подозревать, что весь скандал Виктора Ерофеева с «Последним героем» тоже как бы пиар-акция.

- Программа была записана задолго до того, как Ерофеев согласился быть по­следним героем. И все эти инсинуации о заговоре, о том, что Первый канал мстит Ерофееву, тоже чушь. А программа с Ксенией Собчак была записана за не­сколько недель до конфликта Кати Гор­дон и Ксении Собчак и никоим образом не являлась следствием, ну и так далее.

- К вам, кстати, серьёзная претен­зия поступила от народа: почему вы «недодавили» Собчак?

- Нет у меня задачи «додавливать». У меня к Ксении было три претензии. Об­разованная, воспитанная, умная - какого хрена на той поляне, а не на этой па­сёшься? И в конце я сказал главное, что хотел сказать: «Ксюша, всех денег не за­работаешь, ты выбирай, за что ты эти деньги получаешь». Вот, собственно, что в этой программе произошло. Ос­тальное мне совершенно не интересно.

- Ну насчёт всех денег не заработаешь, вы зря, трудно остановиться, за­работал много, хочется ещё.

- Это прошедшее время. Теперь кри­зис! Всё кончилось. Фантастика, я даже не ожидал, что наши олигархи будут та­кими лохами. Не предвидели масштаба. Сокращают затраты на производство, чтобы сохранить норму прибыли. Мар­жу никто терять не хочет! Они выгоняют людей на улицу, создают все условия для колоссальных социальной потрясе­ний только ради того, чтобы их жизнь оставалась прежней.

- Ну почему же лохи? Они добира­ют свои последние бабки.

- Потому что они получат по шапке, они ж локально живут.

- Большинство - в Лондоне, и жи­вут там не так локально, как на Руб­лёвке.

- История простая. Если у тебя мил­лиарды, то будь добр, заигрывай с соб­ственным государством, чтобы это го­сударство тебя защищало. Потому что если ты попадаешь с миллиардами в Лондон без защиты собственного госу­дарства, у тебя их завтра не будет. Мне анекдот рассказал Шендерович. Чем от­личается развод олигарха от кризиса? Кризис хуже, потому что денег наполо­вину меньше, а жена как была здесь, так и осталась. Они не понимают, что этот кризис намного хуже развода. Амери­канцы во время Великой депрессии это очень хорошо поняли. Показное богат­ство растворилось в секунду. Высший, невидимый класс, так с тех пор они называются в Америке. А эти на Рублёвке - получат. И чем больше они будут пы­таться сохранить прежний образ жизни и вот эту злополучную маржу, тем быс­трее они получат по шапке, и я жду не дождусь этого момента. Жалко вот, что под горячую руку может попасться кто угодно, вот, например, я.

- Вы жили в США, какая разница в ощущении кризиса там и здесь?

- Сегодня наши эмоциональные кри­зисы совпали с кризисом финансовым и экономическим. Это означает, что докризисное мышление больше невоз­можно. Современного человека в об­ществе потребления, для того чтобы он не кончал с собой каждые пять минут, нужно чем-то стимулировать. И до сих пор либеральная экономика стимули­ровала его тем, что обеспечивала ему не только потребление, но растущее потребление: у тебя есть цель - завтра у тебя будет больше машина, послезав­тра - дом и так далее. И убеждало его в том, что государство настолько сильно, что может отразить любые нападения внешних и внутренних врагов. Кризис лишил такую модель мотивирования главных козырей. Главных пряников. Человек, который взял ипотеку и ока­зался в долгах, уже не верит словам о растущем потреблении. Кроме того, и внешние миражи типа Аль-Каиды в этот момент его заботят меньше всего на свете. Ему нужно сказать какие-то слова, которые заставят его сегодня не броситься с небоскрёба. Ему нужно по­менять ценностную систему, а как это сделать? Мы вот в России пытаемся придумать некий путь развития уже 20 лет, и что? Да ничего, приняли на себя адаптированные к нашим услови­ям либеральные ценности. Современ­ная цивилизация, её стимулы жизни, политика и экономика, эстетика и эти­ка, телевидение, радио, мода и всё ос­тальное привели к тому, что человек перестал размножаться. Тогда зачем она нужна?

- Я чувствую, что у вас есть идея некого патриотического проекта: спасай Россию?

- Хренушки. Спасай Россию - зна­чит опять жидов будут бить. Не жидов - так татар, не татар - так армян_ Я тут был в ЦДЛ вчера, ко мне подошла девушка: «Александр, это вам». Вручи­ла две книжки. Одна называется «Рус­ские», а другая - «Статья 282. Запре­щённые стихи». Я с удовольствием прочитал книжку «Русские», посколь­ку там действительно патриотический, немного черносотенный (но этот все­гда присутствует) дух. Но без всяких прямых выпадов и оскорблений. А один человек, Николай Зиновьев, так про­сто талантливый и остроумный. От­крыл вторую, а там махровый антисе­митизм. Так вот, я к чему говорю. Я всегда был антисемитом в нашей стра­не, почему? Потому что у нас, как только человек перестаёт понимать, зачем он живёт и чем он жил до сих пор или кто он такой, что он сделал в жиз­ни, кого он любит, кого ненавидит, ка­кие у него ориентиры, ценности, и вме­сто всего этого он говорит: я - еврей, прошу меня любить и жаловать. Да иди ты знаешь куда? И когда ещё эти сбо­рища собираются, когда они друг другу смотрят в глаза и поют «Хава нагилу», хочется просто передушить. Ты скажи, кто ты? Ну вот так же мне хочется пе­редушить, когда говорят: а я - русский. Да мне плевать, хоть татаро-монгол, хоть с Марса. Ты - кто? Ты что сделал, чего добился, кого предал, кого полю­бил, кого родил, кого закопал. Ты мне расскажи про себя, потом уже мне бу­дет важно, русский ты или узкий.

- Не боитесь, что «Гордон Кихот» переродится, как и «Серебряная кало­ша» переродилась, в какую-нибудь гнусную гламурную тусовку?

- Всё этим заканчивается на телеви­дении рано или поздно. Главное - сли­нять вовремя. Как понимаешь, что это происходит, надо делать ноги. А про­грамма живая, раз она живёт, значит, и умирает.

- Вы бы пошли на передачу «Гор­дон Кихот» в качестве гостя?

- Я обещал, причём публично, что последняя программа цикла будет «Гордон против Гордона». Где я нако­нец-то сам себе всё скажу, выслушаю и попробую ответить.

P.S. Программы радиостанции «Русская служба новостей» «Неде­ля в ящике» и «Русский импера­тив» выходят по субботам соот­ветственно в 18 и 20 часов.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS