Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

По ком стучат барабаны?

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Лена Элтанг. Другие барабаны.  – М.: Эксмо, 2011. – 640 с. – 5000 экз.

«Другие барабаны» Лены Элтанг начинаются как детектив. Но перед нами не классическая детективная история, а, скорее, детектив в стиле «нуар». Общее настроение книги пессимистическое, наиболее полно выраженное в образе старого обветшалого особняка. Краски, поблёкшие под слоем пыли, отвалившаяся дверная ручка, облупившийся фонтан создают резкий контраст с образом прошлого. Всё меняется за 20 лет! Именно в этом особняке, когда-то роскошном, живёт главный герой – циник и неудачник, вращающийся в богемно-криминальной среде.

Детективная фабула «Других барабанов» крайне запутана. Следователь малосимпатичен, а обвиняемый – сложная личность, отношение к которой читателю предстоит сформировать постепенно, по ходу повествования. Повороты сюжета ошарашивающие: здесь нет места предсказуемости, как в классическом детективе. Всё это характерно для «нуаровой» литературы, но в данном случае автор не стремится держаться в рамках определённого стиля. Просто так получается, что мрачноватый «нуар» идеально подходит для решения авторской задачи – с помощью него создаётся ощущение тревоги, беспокойства, ощущение растерянности и потерянности в круговороте жизни, необратимо меняющейся в худшую сторону. Именно это ощущение, навязчивое и неприятное, становится поводом попытаться исправить хоть что-то.

Пересказывать содержание детектива – занятие бессмысленное. К тому же детективная канва в тексте играет чисто вспомогательную роль. Важно не то, кто кого убил, а то, что убийство произошло. Появление трупа стало основанием для расследования и для ареста главного героя, а это, в свою очередь, становится поводом для расследования из совсем другой области – психологической. Героя терзает чувство вины, но он затрудняется сразу сказать, перед кем виноват и в чём. Поиск ответа именно на этот вопрос является по-настоящему важным, так что детективная история строится не на поиске убийцы, а на поиске героем самого себя в лабиринте воспоминаний. В этом лабиринте живут тётка Зоя, которую связывали с племянником очень странные отношения, друг детства Лютас и много ещё кто.

История убийства нужна автору лишь затем, чтобы задать структуру и создать некое внешнее действие. На этом детективном каркасе держится совсем другой текст – сотканный из множества мелких образов, цепляющихся друг за друга. Например, горные вершины в иллюминаторе самолёта вдруг напоминают о женских коленях. Стеклянные шарики, которые герой собирал в детстве, заставляют вспомнить про фотографию, отданную в обмен на эти шарики, а лицо с фотографии становится зацепкой для очередного экскурса в прошлое. Смешение детективного повествования и так называемого потока сознания – это простое и изящное решение, которое использовалось не раз, особенно в постмодернистских текстах.

Сможет ли герой, который сам признаётся, что он «человек без лица», найти своё лицо? Ситуация усугубляется тем, что самоидентификация должна произойти не только в мире прошлого, но и в мире настоящего. В настоящем главный герой – русскоязычный эмигрант, живущий в европейской стране, где никто не говорит по-русски. В подобной ситуации родная письменная речь становится единственной опорой, но опорой довольно шаткой.

К сожалению, для главного героя в родном русском языке первостепенное значение имеют не смысловые оттенки и даже не звучание, а буквы. Язык превращается в нечто безликое, как бинарный код из нулей и единиц. С помощью этого кода тиражируются образы и смыслы из чужих культур – античной Греции, древнего Шумера, Индии, Китая, европейской литературы последних двух столетий… Почему герой предпочитает обращаться к другому культурному наследию, почти игнорируя русскую культуру? Наверное, по той же причине, по которой наши соотечественники, ищущие душевного покоя, едут на Гоа, а не в российскую глубинку. Эта тенденция схвачена и отражена в «Других барабанах» очень точно.

Блуждая по лабиринту собственных мыслей, главный герой растворяется в мультикультурном пространстве. Помогут ли здесь русские буквы, за которые он цепляется так отчаянно, что готов целовать ботинок следователя, лишь бы не разлучаться с ними? В финале автор намекает нам, что встреча героя с самим собой вот-вот состоится, но чем она закончится – неизвестно. Одна из героинь любезно поясняет, что «другие барабаны» – это сигнал к отступлению, но никак не к бегству с поля боя. После такого отступления возвращение и продолжение боя возможно.

Будет ли оно? Всё-таки чёткого ответа и однозначного финала в книге нет. Автор предоставляет нам домыслить концовку самостоятельно в полном соответствии с принципами постмодернистской культуры, отменившей такие понятия, как «правильная» или «неправильная» интерпретация. Именно это обстоятельство делает чтение «Других барабанов» увлекательным, как решение головоломки. Каждый может найти здесь свои смыслы, предложить свои трактовки, которые имеют право на существование, даже если автор подразумевал нечто другое.

Светлана ЛЫЖИНА

Обсудить в группе Telegram

Светлана Лыжина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS