200 лет назад родился Александр Герцен
В советские годы герценоведение количеством томов не уступало пушкиноведению. Сегодня государство, щедро награждающее эстрадных див и телеклоунов и ставящее памятники «борцам с тоталитаризмом», фактически осталось в стороне от юбилея великого певца свободы. О Герцене судят нынче по пьесе англичанина Тома Стоппарда «Берег Утопии», опирающейся на биографию американского слависта Мартина Малия. По мнению последнего, Герцена «разбудили» вовсе не декабристы, а немцы – Шиллер, Шеллинг и Гегель. Как бы то ни было, на настоящий момент Герцена можно смело признать самым непрочитанным и невыявленным русским мыслителем.
Революционная молодёжь осуждала его за либеральные иллюзии. Но был ли в классическом смысле либералом человек, написавший: «Мир оппозиции, мир парламентских драк, либеральных форм – тот же падающий мир». Или: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Герцен в отличие от большинства либералов любил Россию и верил в неё: «Смотря на наши соборы и кремли, как будто слышится родной напев и родной говор, – чувства, достойные самого ревностного славянофила». Но был ли он славянофилом? «Из того, что Европа умирает, никак не следует, что славяне не в ребячестве… Натура славян в развитых экземплярах богата силами… но действительность бедна».
Благодаря статье Ленина «Памяти Герцена» в нашем сознании закрепился образ чуть ли не предтечи Великого Октября. Но Герцен в течение 20 лет яростно спорил с Марксом и «марксидами» и далеко не был уверен в революционной целесообразности: «Горе бедному духом и тощему художественным смыслом перевороту, который из всего былого и нажитого сделает скучную мастерскую, которой вся выгода будет состоять в одном пропитании, и только в пропитании». Демократ и кумир народников, он писал: «Меня просто ужасает современный человек… весьма вероятно, что будущие поколения выродятся ещё больше, ещё больше обмелеют умом и сердцем».
Кто же он – Александр Герцен? Кого будил и по ком звонил его «Колокол»? Нам ещё только предстоит это выяснить…
Владимир ТИХОМИРОВ
Берег левый, берег правый
Игорь ЧЕРНЫШОВ
Читать его нужно!
В преддверии 200-летия Александра Ивановича Герцена «ЛГ» попросила ответить на нашу анкету людей разных профессий.
1. Давно ли вы перечитывали «Былое и думы»? Каковы нынешние впечатления?
2. В чём, на ваш взгляд, актуальность идей Герцена?
Ответы:
Валентин ТОЛСТЫХ
Без боязни
Владимир МЕНЬШОВ
Ходим по золоту
Феликс РАЗУМОВСКИЙ
Дар излишней свободы
Владимир ХОЛИН
Искал истину и следовал ей