Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2019 г.
  4. № 51 (6718) (18.12.2019)
Невский проспект Интервью Юбилей

«По крайней мере, я не бездельничал»

20 декабря исполняется 85 лет Валентину Красногорову

18 декабря 2019
Валентину Красногорову по душе эксперименты в драматургии

Спектакли по его пьесам поставлены в десятках театров России, ближне­го и дальнего зарубежья и продолжают ставиться в настоящее время. В канун юбилея известный петер­бургский учёный, писатель и драматург дал интервью «ЛГ».


– Валентин Самуило­вич, в канун юбилея име­ет смысл оглянуться назад и оценить сделанное за многие годы. Довольны ли вы своими творческими результатами?

– Как раз в эти дни я под­вожу итоги. А они вкратце таковы: более 50 пьес, более тысячи постановок. Кроме того, несколько книг (проза, история русской и советской цензуры), а также рассказы, статьи и многое другое. Пожа­луй, больше, чем своими пье­сами, я горжусь своей книгой «Четыре стены и одна страсть», посвящённой сущности драмы, которую высоко оценил Тов­стоногов, написавший к ней предисловие.

– Какие события считае­те главными в своей судьбе?

– По специальности я химик, доктор наук. Публиковался в научных журналах России, США, Германии, Англии. Что же касается литературы и дра­матургии… Моё детство было голодное и скудное, ни книг, ни театров. Ничего гуманитарно­го ни в семье, ни в окружении. Образовал я себя сам и значи­тельно позже, прочитав всех классиков мировой драматур­гии и множество современных авторов на разных языках – я знаю их несколько. Совер­шенно не грезил о литератур­ной славе и не имел в театрах никаких знакомств и связей. Как, впрочем, и сейчас. Но почти в 40 лет неожиданно для себя написал свою первую пье­су «Настоящий мужчина». Её прочитал, провёл через цензур­ные преграды (их преодоление длилось семь лет) и поставил руководитель ленинградско­го Театра «На Литейном» Яков Хамармер. Пьеса шла с аншла­гами около 500 раз. За ней последовали другие пьесы.

Потом был 20-летний пере­рыв в литературной работе, после чего я снова вернулся к драматургии. Каждая оче­редная пьеса для меня – это эксперимент, новая задача, поиски. Новая пьеса – это не просто придуманный сюжет, это попытка раскрыть новые возможности театра, создать какую-то иную модель мира, взглянуть по-другому на при­вычные вещи, найти новые формы драмы, освоить новые жанры. Вот почему мои пье­сы непохожи одна на другую, будто написаны разными авто­рами. Комедия и драма, фан­тазия и реальность, парадокс и абсурд...

– С кем из выдающихся драматургов и режиссёров сотрудничали?

– Рекомендации в Союз писателей мне дали яркие дра­матурги своего времени – Вик­тор Розов и Григорий Горин. Я участвовал в мастерской Игнатия Дворецкого, где подру­жился с Александром Галиным, Аллой Соколовой, Людмилой Разумовской, Семёном Злот­никовым, ставшими очень известными драматургами. Что касается режиссёров, то в той или иной форме мне при­шлось сотрудничать с Георгием Товстоноговым, Львом Доди­ным, Игорем Владимировым, Романом Виктюком, Влади­миром Андреевым, Леонидом Хейфецом, Ларисой Малеван­ной (она великая актриса, но с ней я сотрудничал именно как с режиссёром.)

– Ваши пьесы идут в десятках театров в России и за рубежом, более 40 из них переведены на 24 ино­странных языка. Где труд драматурга ценят и уважа­ют больше? В столицах? В провинции? За предела­ми нашей страны?

– За границей авторитет драматурга выше, чем в Рос­сии, в провинции его уважают больше, чем в столицах. Мно­гие наши периферийные теа­тры ничуть не уступают хва­лёным столичным, при этом у них меньше спеси и самомне­ния. Правда, нередко теперь и в провинции театры старают­ся работать не столько на своего зрителя, сколько на приезжих критиков и фестивали, что, как правило, не идёт им на пользу.

Театр существует для зри­теля и только для него. Драма­тургия всегда считалась родом литературы, причём весьма почтенным. Сейчас пьесы зача­стую воспринимаются режис­сёрами как полуфабрикат для их сценических фантазий.

– Можно ли переломить эту тенденцию или эпоха «режиссёрского театра» воцарилась навсегда?

– «По справедливости, я с меньшим уважением отне­сусь к роману, чем к пьесе», – писал Дидро. Гегель полагал, что драму «следует рассматри­вать как высочайшую ступень поэзии и искусства вообще. Белинский считал драму «выс­шим родом поэзии и венцом искусства». Толстой был убе­ждён, что «произведение дра­матического искусства очевид­нее всего показывает сущность всякого искусства». Нужны ещё свидетельства?

В современном театре не всё благополучно, это очевидно. На театральных подмостках без всякого стеснения эксплуати­руются запретные ранее темы и разжигаются низменные страсти.

– Почему отсутствуют этические границы? Есть ли возможность их восста­новить?

– Театр, особенно в сто­лицах, находится в глубоком кризисе. Коммерциализация, стремление к скандалу и эпа­тажу, режиссёрский произвол, погоня за модой, утрата связи с современностью, непомер­ное самовосхваление, потеря квалификации. Есть, конечно, и прекрасные спектакли. А вос­становить всегда труднее, чем разрушить. Но это долгий раз­говор.

При всём уважении к клас­сикам уже просто невозможно смотреть тысячную постанов­ку Шекспира или Чехова. Из каких соображений нынешние постановщики вопреки здра­вому смыслу и в ущерб совре­менным и живым (пока что) авторам нещадно эксплуати­руют классическое наследие? Сам я люблю классику. Одна­ко её современные постановки часто вызывают у меня ску­ку и раздражение. Классики отражаются в этих спектаклях как в кривых зеркалах комнаты смеха. Спектакль превращает­ся в мясорубку, перемалываю­щую высокое произведение искусства в ширпотреб. В сво­ей книге «О драме и театре» я перечислил десяток причин, побуждающих театры ста­вить классику. Это престижно и удобно: не надо рисковать, искать и читать новые пьесы; авторы не путаются у поста­новщиков под ногами, не кача­ют права, не просят денег за свой труд и не возмущаются, когда, одновременно с клят­вой в любви к ним, их безбож­но перевирают и на их именах въезжают в известность. Всем давно ясно, что зритель пред­почитает современную драма­тургию. Он хочет видеть себя и свою жизнь. Общеизвестно, что творчество – дитя одино­чества.

– Тем не менее несколь­ко лет назад вы стали одним из инициаторов создания Гильдии драма­тургов Санкт-Петербурга, а затем – Гильдии драма­тургов России. Чем обос­новано создание подобных цеховых объединений?

– Смысл в таких союзах огромен. Драматурги находят­ся на периферии и писатель­ских, и театральных союзов, им нужно творческое и личное общение, дискуссии, мастер­ские, обсуждения, обучение. Права драматургов серьёзно ущемлены, и защитить их мож­но только всем вместе. Легко выглядеть ироничным скепти­ком, который чурается всяких объединений, которому чужда «стадность». Который гордится своим индивидуализмом, всё знает, всё предвидит и потому бездействует. На деле это чаще всего просто проявление эго­изма, душевной лени и равно­душия к общим интересам при безграничной любви к инте­ресам своим собственным. Стадность – плохо, конечно, но почему-то в цивилизован­ных странах драматурги давно объединились в эффективные и влиятельные организации.

– Права творческих людей зачастую нарушают­ся самым грубым образом. Насколько я знаю, в этой области вы стали автором ряда конструктивных ини­циатив. Расскажите о них.

– Несмотря на наличие вро­де бы правильных законов об авторском праве, на деле драматург беззащитен перед произволом нечистоплотных продюсеров и театральных директоров. Имущественные и творческие права драматур­гов ущемлены. В сфере куль­туры всё ещё имеет место чрез­мерное администрирование. По моей инициативе Мини­стерством культуры предложе­ны изменения в законодатель­стве. Однако пассивность дра­матургов и бездеятельность их объединений в этом направле­нии не позволяют надеяться на скорый прогресс.

– Традиционный вопрос – о планах на будущее. Чем сейчас занят драматург Валентин Красногоров?

– Как всегда, работаю. В этом году написал три пье­сы, несколько серьёзных ста­тей о драме и театре. Сейчас идут репетиции разных пьес в нескольких театрах. Все мы пережили тяжёлую, перелом­ную эпоху. Войны, диктату­ра, дефицит, развал страны. Но Тютчев мудро заметил: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Мне пришлось испытать всякое: и голод, и лишения, и дискри­минацию, и проблемы с КГБ, и политические и экономиче­ские кризисы. Однако трудно­сти закаляют, горькие мину­ты воспитывают и научают. В конечном итоге мне не на что жаловаться. По крайней мере, я не бездельничал. Так что всё впереди.

Тэги: Писатель Драматург Владимир Шпаков Учный Валентин Красногоров
Обсудить в группе Telegram

Владимир Шпаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Валентин Катаев

    09.03.2024
  • Творить всегда, творить везде

    07.03.2024
  • «…Это самый культурный писатель на Руси!»

    13.12.2023
  • Юбилей творческого пути

    06.12.2023
  • Внутри трагедии

    06.12.2023
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Наша грозная башня

    77 голосов
  • Уроки Лимонова

    68 голосов
  • Умер Юрий Баранов

    43 голосов
  • Небесные тысячи Донбасса

    41 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS