Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

По лекалам уродов

01 января 2007

ТЕЛЕДЕТСТВО

Нынешняя детвора лишена детских фильмов, спектаклей, передач. Нет сегодня на телеэкране детской музыки, даже попсовая «Утренняя звезда», вызывавшая укоры критиков в излишнем «овзрослении» юных артистов, и та потухла. Подрастающему поколению неведомы адаптированные программы, скажем, о живописи или об истории отечественного кинематографа.

Мне могут возразить – а «Бибигон», громко презентованный год с небольшим назад? Из-за своей разорванности по нескольким частотным адресам он вряд ли оправдал возлагавшиеся на него надежды. Так называемые федеральные каналы не просто не имеют какой-либо системы производства и демонстрации детских передач, они напрочь игнорируют маленького и юного зрителя. И это никакое не преувеличение, а немаловажная деталь: нелюбовь «телефедералов» к детям имеет под собой следующую подоплёку – по закону, что совершенно справедливо, нельзя в детские передачи вставлять рекламу. А кто ж попрёт против собственного бизнеса? Тогда встаёт законный вопрос – зачем обществу и народу такое ТВ, думающее исключительно о своём «бабле» и плюющее в первую очередь на детей? 

На Первом канале, на РТР необходимо восстановить существовавшую практику показа детских программ не только потому, что вторая и первая «кнопки» – соответственно государственная либо с государственным контрольным пакетом акций и управители каналов должны хоть в чём-то походить на государевых мужей и заботиться о подрастающем поколении. Каналы смотрят по семейному принципу, а большинство детей, как известно, растут в семье. Но надо при этом различать – рейтингом первые «кнопки» во многом обязаны зрительской инерции, когда первую и вторую программы ещё советского телевидения смотрели все (других-то каналов попросту не существовало). А во-вторых, население всё ещё не может по техническим причинам в массовом порядке принимать дециметровые каналы, среди которых – рассчитанные на юных «Теленяня», «Дискавери»… 

Общим местом в рассуждениях о нынешней бездуховности стала констатация: дети почти или совсем ничего не читают. Обусловлено это прежде всего хронической АНТИЛИТЕРАТУРНОСТЬЮ телевидения, формировавшегося на протяжении последних пятнадцати лет. Советское ТВ было союзником школьной программы, и удивительно, но факт: многие неискушённые в филологии школьники с интересом брали в руки тома классики после того, как на телевизионном экране, в пресловутый «прайм-тайм», шли с разной степенью приближения к первоисточнику экранизации. Детское кино – игровое, мультипликационное – не чувствовало себя пасынком в сетке вещания. Сегодня господин Эрнст и компания с щедростью Деда Мороза находят и место и время на своём могущественном Первом для нескончаемого Малахова, с плюсом или без оного, а рубрика «Фильм – детям», которая была на Первой общесоюзной программе, похоронена, как и замечательная и нужная для малышей передача «В гостях у сказки». 

И как читать нашим детям, если невозможно вспомнить, когда последний раз (опять-таки речь о «смотрибельных» федеральных, общедоступных каналах) на них жили герои Жюля Верна, Стивенсона, Марка Твена, Андерсена, Алексея Толстого, Житкова, Гайдара, Пантелеева, Носова, Прокофьевой, Волкова, Драгунского, да ещё с десяток достойных и… отринутых «большим форматом» имён можно привести. Сегодняшним тинейджерам уже не говорят ни о чём вчерашние любимцы подростков Электроник и Сыроежкин из повести Евгения Велтистова и фильма Константина Бромберга. Спасибо поколению мам и пап, которым сейчас тридцать-сорок, – они заполняют «белые пятна» ТВ, покупая кассеты и диски с фильмами той эпохи, когда действовал лозунг «Всё лучшее – детям». 

Но было бы полбеды, если бы загнанность качественного детского искусства во временные и частотные катакомбы не усугублялась разгулом на федеральных (подчёркиваю!) каналах типа СТС, ТНТ и МТV в дневное, детское, семейное время мультсериалов преимущественно американского производства, которые сами американцы, придерживающиеся семейных ценностей, отнесли бы к весьма и весьма сомнительным («Приключения Вуди и его друзей», «Чокнутые», «Приключения Джеки Чана»)… Те, кто по коммерческим нуждам забивает эфир мультяшками – жестокими, тупыми, с усложнённой, казённо-бюрократической, переходящей на сленг лексикой, – сами толком не представляют себе: а на какую возрастную аудиторию рассчитана данная продукция? Судя по времени – самую что ни на есть детскую. Но анимация, где действуют, причём в качестве положительных героев, гангстероподобные личности, зачастую в облике животных, где панорамируются безо,бразные, а заодно и безобра,зные типы с тремя ушами, непонятными отверстиями на «как бы» человеческих лицах и роботы, покрытые слизью и коростой, ни в какой цивилизованной стране не может быть рекомендована для детского просмотра. Опасность мультдиверсии ещё и в том, что мультипликация как жанр в выборе потребителя ассоциируется – так сложилось исторически – со зрителем-ребёнком, причём часто совсем ещё маленьким. 

Детские (опять-таки формально!) персонажи – лисички, белоснежки, зайчики – в качестве нормы наделяются сексуальностью в виде фривольных поз и жестов. Населяющие мультсериалы, как правило, все немотивированно агрессивны, грубят старшим и угнетают слабых. Памятен и поучителен прецедент, когда несколько лет назад житель Москвы, встревоженный тем, что малолетний сын «подсел» на «Симпсонов», подал в суд на телекомпанию «РЕН ТВ». Проигрыш истца, казалось, должен был сплотить здравомыслящую часть общества, встряхнуть от спячки всех потенциально солидарных с ним, когда дальше было нельзя не понимать: у тех, кто лепит мировоззрение завтрашних россиян по лекалам телеуродов, есть не только компьютерные спецэффекты, у них есть деньги, и немалые, для разнообразного лоббирования своих интересов. Развернувшаяся затем борьба в нескольких культурологических изданиях (в том числе в «ЛГ») и с «Южным парком», и с «Комеди клаб», и с «Домом-2» свидетельствует об одном – без вмешательства государства в ситуацию, без чёткого определения национальных приоритетов в этой далеко не пустяковой сфере никак не обойтись. Хочется верить, что у президента просто руки пока не доходят, – однако рискну предположить: телеуроды ничуть не симпатичнее и не безобиднее новоявленного фюрера, обрушившего в августе «Град» на мирный Цхинвал. 

Не хотелось бы по российской привычке бить челом перед главой государства. В конце концов начать разбираться с лицензиями на вещание или хотя бы своевременно выносить предупреждения, – как это было сделано, например, каналу «2х2», – вполне по силам министру массовых коммуникаций. 

Алексей ГОЛЯКОВ, САРАТОВ

Обсудить в группе Telegram

Алексей Голяков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS