Об этом и многом другом рассказывает новая книга Александра Васькина, известного писателя, исследователя московской старины. Книга «В поисках лермонтовской Москвы» даёт ответы на многие волнующие вопросы, раскрывая с неожиданной стороны факты и события из жизни великого русского поэта. Автор остаётся верен избранной им ранее важнейшей теме – «Москва и великие русские писатели», в рамках которой уже вышли книги о Москве Александра Пушкина и Льва Толстого.
Какая она – лермонтовская Москва? И жива ли сегодня? Автор доказывает, что жива. И ведёт нас по улицам и закоулкам Первопрестольной. Вот дом на Малой Молчановке, где поэт прожил с бабушкой почти три года и начал «марать стихи», а вот Московский университет на Моховой, о котором Лермонтов вспоминал с благодарностью в поэме «Сашка»: «Святое место! помню я, как сон, твои кафедры, залы, коридоры». А ещё Большой театр, Благородное собрание, Петровский путевой дворец, дворянские особняки на Рождественском и Страстном бульварах, на Манежной улице и Девичьем поле…
Но в книге есть и другая Москва, ушедшая, также связанная с Лермонтовым. Это дом у Красных ворот, где в ночь со 2 на 3 октября 1814 года появился на свет великий русский поэт. Лермонтов родился в доме, пережившем 1812 год. Кажется, что это было предназначено самой судьбой. Ибо тема Отечественной войны 1812 года явится основой для одного из его известнейших произведений. Помните? «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?» Между прочим, стихотворение «Бородино» Лев Толстой называл зерном своего романа «Война и мир», и об этом в книге тоже ведётся речь.
А ещё сами Красные ворота и храм Трёх святителей, где крестили поэта, – всего этого тоже уже нет. Но присутствуют они в книге, благодаря бережно и умело собранным автором воспоминаниям современников.
Так вышло, что в Московском благородном пансионе, куда Лермонтов был зачислен в 1828 году, он не проучился и двух лет. А виной всему неожиданный визит государя-императора Николая I, нагрянувшего с проверкой в это престижное учебное заведение (пансион стоял когда-то на месте нынешнего Центрального телеграфа на Тверской улице). Государь остался крайне недоволен царившими в пансионе порядками и распорядился низвести его до уровня гимназии, в которой Мишель Лермонтов учиться не пожелал и поступил в университет. Но и в Московском университете поэт также задержался ненадолго, до весны 1832 года. Зато много написал.
Книга представляет собой не только своеобразную московскую биографию Лермонтова, но и воссоздаёт развёрнутую картину быта и нравов Первопрестольной в первой половине XIX века. Помогают этому и многочисленные иллюстрации – рисунки самого поэта, московские пейзажи выдающихся русских художников, в частности Фёдора Алексеева, создателя панорамы Москвы начала XIX века. Но и у Лермонтова была своя «Панорама Москвы», написанная им во время учёбы в петербургской школе юнкеров по заданию преподавателя, чтобы научить будущих офицеров умению описывать увиденные ими картины.
Кто бы мог подумать, что из вполне заурядного домашнего задания вырастет столь ценный художественно философский труд, благодаря которому потомки и по сей день узнают многое о Москве 1830-х годов. Не хуже иного наделённого талантом живописца создаёт Лермонтов панораму любимого города, открывшуюся ему с колокольни Ивана Великого: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке…»
Известие о гибели поэта больно отозвалось в сердце многих москвичей. Славянофил Юрий Самарин писал: «Эта смерть после смерти Пушкина, Грибоедова и других наводит на очень грустные размышления. Смерть Пушкина вызвала Лермонтова из неизвестности, и Лермонтов, в большинстве своих произведений, был отголоском Пушкина, но уже среди нового, лучшего поколения. Он унёс с собою более чем надежды». Кстати, с Пушкиным Лермонтов так и не встретился, почему – об этом автор также размышляет. В свойственной Александру Васькину манере повествование в книге ведётся чрезвычайно живо и увлекательно.
Наталия РЕМИЗОВА