Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

По подсказкам природы

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Виктор СМОЛЬЯНИНОВ«Замкнутый круг. Добро и Зло» – так называется выставка, посетить которую приглашает древняя подмосковная Коломна. С начала июня по 7 июля «Дом Озерова» (особняк конца ХVIII – начала XIX века, ныне культурный центр) распахивает свои двери в удивительный мир скульптора по дереву Вячеслава ПОЧЕЧУЕВА.

Сейчас ему было бы семьдесят. Но так и осталось шестьдесят пять. В документальном фильме «Древо жизни», который студия «Континент» успела снять за три месяца до смерти художника, Почечуев с великой убеждённостью делится своим сокровенным: «Я абсолютно верю в бессмертие!» И теперь эта вера «обретает плоть». В городе-музее Суздале открыта постоянная экспозиция его работ. Выпущены альбомы его произведений. По нескольким каналам телевидения и на Международном кинофестивале «Сталкер» был показан тот самый фильм, увидеть который главному герою уже не пришлось. С успехом прошли посмертные выставки в Центральном Доме работников искусств и в Государственном Дарвиновском музее. Юбилейный год Почечуева решила почтить Коломна. 

Для многих знакомство с творчеством этого художника – радость подлинного открытия. Ведь в последние двадцать лет своей жизни Вячеслав практически не выставлялся. Московской суете он явно предпочитал тихую одухотворённость деревеньки Сергеево под Владимиром, где так хорошо работалось и думалось. Лишь в самом конце ушедшего века друзья уговорили его «вновь показать себя людям». 

Теперь, когда имя мастера обретает известность, его даже ставят в ряд с Эрьзёй и Конёнковым, пытаясь сравнивать. Занятие – из бесполезных. Разве что материал, с которым шла работа, один и тот же – дерево. 

Он работал в основном с уже готовыми формами – с причудливыми наростами, с хитросплетениями корней, со стволами в диковинных наплывах и корявостях. Снимая с помощью обыкновенных стамесок и молотка кору, он стремился угадать «подсказки» природы и использовать всё то, что предлагала она, – выпуклости, извилины, трещины, дупла… 

Скульптуры у Почечуева с характером, любопытен автопортрет самого художника – голова озорного российского мужичка из огромного нароста лиственницы, лукавые, живые глаза, добродушно хитрая усмешка. 

Всегда прекрасной была у Почечуева «Свобода», которую он ценил больше всего на свете. Ещё в 60-е годы Вячеслав – в ту пору преуспевающий график-карикатурист – «рванул» из Москвы на Камчатку, устроившись простым рабочим. Этот порыв он сам объяснял именно желанием «почувствовать вкус настоящей свободы». И судьба отблагодарила его за это стремление. На Камчатке он увидел необыкновенное дерево – «каменную» берёзу и, восхищаясь мощью её наростов, решил придать формам содержание. Не думал и не гадал тогда график-карикатурист, что вдруг обретёт и новую страсть, и дело всей жизни, и немыслимые виражи в биографии. 

Однажды, побывав на выставке Почечуева «Чудеса леса», знаменитый кинорежиссёр Александр Птушко пригласил скульптора поработать на благо картины «Руслан и Людмила». И не ошибся. Сказочный лес, трон Черномора, капище идолов – всё это дело рук Вячеслава. А когда съёмки закончились, как с неба свалился Леонид Гайдай с предложением в экстренном порядке «изобрести машину времени» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Полгода полное штатное конструкторское бюро корпело над этой задачей, но выполнило её чересчур всерьёз. Почечуев не растерялся, и уже через две недели всем известное теперь «чудо» было вполне готово «к полётам». 

Более тысячи работ создал он из дерева за свою жизнь. Словно из далёкого далёка пришли к нам его «Берегиня», и «Хранитель огня», и «Птица счастья», и «Русалочка», и «Добрый домовой»... Удивителен по силе воздействия цикл «Нам не дано предугадать», в котором так пронзительна тема Судьбы... Не может оставить равнодушными и серия работ под общим названием «И это всё любовь» (невольно умиляешься его милой «Парочке» – вполне современным Адаму и Еве; «Узелкам на память», украшающим головы невесты и жениха; «Отцовской нежности», которую олицетворяет вальяжный кот, так бережно прижавший к себе своё маленькое чадо)... 

Но, конечно, в многообразии тем, волнующих художника, есть и ещё одна, пожалуй, объединяющая остальные. Сам мастер написал о ней в своём дневнике следующее: «Не секрет, что Добро и Зло всегда рядом. Потому тема Добра и Зла стала обязательным центром моих экспозиций». 

Подмосковная Коломна осталась верна этой традиции. И своеобразной эмблемой новой выставки Вячеслава Почечуева стала его работа из красного дерева «Замкнутый круг» (когда-то художник подарил её Андрею Сахарову, тот сам выбрал её, но потом попросил обменять на меньшую в связи с небольшими квартирными габаритами)... 

«Замкнутый круг» похож на солнце. Солнце с лицом человека. Только нет в нём обычной симметрии. Один глаз смотрит на мир с радостной распахнутостью. Другой опрокинулся вниз и стал подобен огромной слезе. И волосы-лучи совершенно разные. С одной стороны – аккуратные, гладко причёсанные. С другой – ощерившиеся, колючие. Но да разве это секрет, что даже солнце бывает и добрым и злым? 

Наталья КИСЕЛЁВА

Обсудить в группе Telegram

Наталья Киселёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS