«Замкнутый круг. Добро и Зло» – так называется выставка, посетить которую приглашает древняя подмосковная Коломна. С начала июня по 7 июля «Дом Озерова» (особняк конца ХVIII – начала XIX века, ныне культурный центр) распахивает свои двери в удивительный мир скульптора по дереву Вячеслава ПОЧЕЧУЕВА.
Сейчас ему было бы семьдесят. Но так и осталось шестьдесят пять. В документальном фильме «Древо жизни», который студия «Континент» успела снять за три месяца до смерти художника, Почечуев с великой убеждённостью делится своим сокровенным: «Я абсолютно верю в бессмертие!» И теперь эта вера «обретает плоть». В городе-музее Суздале открыта постоянная экспозиция его работ. Выпущены альбомы его произведений. По нескольким каналам телевидения и на Международном кинофестивале «Сталкер» был показан тот самый фильм, увидеть который главному герою уже не пришлось. С успехом прошли посмертные выставки в Центральном Доме работников искусств и в Государственном Дарвиновском музее. Юбилейный год Почечуева решила почтить Коломна.
Для многих знакомство с творчеством этого художника – радость подлинного открытия. Ведь в последние двадцать лет своей жизни Вячеслав практически не выставлялся. Московской суете он явно предпочитал тихую одухотворённость деревеньки Сергеево под Владимиром, где так хорошо работалось и думалось. Лишь в самом конце ушедшего века друзья уговорили его «вновь показать себя людям».
Теперь, когда имя мастера обретает известность, его даже ставят в ряд с Эрьзёй и Конёнковым, пытаясь сравнивать. Занятие – из бесполезных. Разве что материал, с которым шла работа, один и тот же – дерево.
Он работал в основном с уже готовыми формами – с причудливыми наростами, с хитросплетениями корней, со стволами в диковинных наплывах и корявостях. Снимая с помощью обыкновенных стамесок и молотка кору, он стремился угадать «подсказки» природы и использовать всё то, что предлагала она, – выпуклости, извилины, трещины, дупла…
Скульптуры у Почечуева с характером, любопытен автопортрет самого художника – голова озорного российского мужичка из огромного нароста лиственницы, лукавые, живые глаза, добродушно хитрая усмешка.
Всегда прекрасной была у Почечуева «Свобода», которую он ценил больше всего на свете. Ещё в 60-е годы Вячеслав – в ту пору преуспевающий график-карикатурист – «рванул» из Москвы на Камчатку, устроившись простым рабочим. Этот порыв он сам объяснял именно желанием «почувствовать вкус настоящей свободы». И судьба отблагодарила его за это стремление. На Камчатке он увидел необыкновенное дерево – «каменную» берёзу и, восхищаясь мощью её наростов, решил придать формам содержание. Не думал и не гадал тогда график-карикатурист, что вдруг обретёт и новую страсть, и дело всей жизни, и немыслимые виражи в биографии.
Однажды, побывав на выставке Почечуева «Чудеса леса», знаменитый кинорежиссёр Александр Птушко пригласил скульптора поработать на благо картины «Руслан и Людмила». И не ошибся. Сказочный лес, трон Черномора, капище идолов – всё это дело рук Вячеслава. А когда съёмки закончились, как с неба свалился Леонид Гайдай с предложением в экстренном порядке «изобрести машину времени» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Полгода полное штатное конструкторское бюро корпело над этой задачей, но выполнило её чересчур всерьёз. Почечуев не растерялся, и уже через две недели всем известное теперь «чудо» было вполне готово «к полётам».
Более тысячи работ создал он из дерева за свою жизнь. Словно из далёкого далёка пришли к нам его «Берегиня», и «Хранитель огня», и «Птица счастья», и «Русалочка», и «Добрый домовой»... Удивителен по силе воздействия цикл «Нам не дано предугадать», в котором так пронзительна тема Судьбы... Не может оставить равнодушными и серия работ под общим названием «И это всё любовь» (невольно умиляешься его милой «Парочке» – вполне современным Адаму и Еве; «Узелкам на память», украшающим головы невесты и жениха; «Отцовской нежности», которую олицетворяет вальяжный кот, так бережно прижавший к себе своё маленькое чадо)...
Но, конечно, в многообразии тем, волнующих художника, есть и ещё одна, пожалуй, объединяющая остальные. Сам мастер написал о ней в своём дневнике следующее: «Не секрет, что Добро и Зло всегда рядом. Потому тема Добра и Зла стала обязательным центром моих экспозиций».
Подмосковная Коломна осталась верна этой традиции. И своеобразной эмблемой новой выставки Вячеслава Почечуева стала его работа из красного дерева «Замкнутый круг» (когда-то художник подарил её Андрею Сахарову, тот сам выбрал её, но потом попросил обменять на меньшую в связи с небольшими квартирными габаритами)...
«Замкнутый круг» похож на солнце. Солнце с лицом человека. Только нет в нём обычной симметрии. Один глаз смотрит на мир с радостной распахнутостью. Другой опрокинулся вниз и стал подобен огромной слезе. И волосы-лучи совершенно разные. С одной стороны – аккуратные, гладко причёсанные. С другой – ощерившиеся, колючие. Но да разве это секрет, что даже солнце бывает и добрым и злым?