Встреча министров иностранных дел «восьмёрки» прошла на минувшей неделе в Индии. Речь не о «Большой восьмёрке» – объединение западных государств решительно сократилось до «семёрки» после возвращения Крыма в Россию.
Теперь наша «восьмёрка» – ШОС, Шанхайская организация сотрудничества, созданная в 2001-м для укрепления безопасности и развития экономики на общем пространстве. Но на цифре восемь дело не задержится: уже в июле на саммите в Дели добавится Иран, а Белоруссия просит ускорить своё вступление. ШОС также прирастает «партнёрами по диалогу» из Азии, Евразии, Закавказья, с Ближнего Востока: в марте почти десятку таковых пополнила Саудовская Аравия, ещё пять скоро получат тот же статус. ШОС явно активизируется и становится мощным полюсом притяжения.
ШОС – не военный блок, как НАТО, и противостояния не ведёт. Однако название и состав говорят сами за себя: страны, собираясь вокруг КНР и РФ, стремятся к объединению в альтернативном Западу направлении. Ясно и то, что безопасностью региона должны заниматься страны этого региона, прямо заинтересованные в мире и стабильности, ибо внешние игроки могут практиковать противоположные действия – им ведь там не жить. Наряду с ШОС, БРИКС даёт ещё один крупный формат для экономического и гуманитарного сотрудничества. И это позитивно для всех участников.
Большинство государств ШОС и БРИКС так или иначе не согласно с доминированием США. Однако при несогласии с американским и западным диктатом многие не разрывают отношений с Западом, а пользуются его рынком и технологиями. Даже те, кто открыто бросает вызов США (системно, как Китай, или фрагментарно, как Турция при Р. Эрдогане), не разрывают отношения, а наоборот, не ослабляют усилия для их поддержания даже при нарастающих проблемах.
Только Москва находится, по сути, в лобовом столкновении с НАТО и Западом и, если слушать некоторых, должна идти «до Берлина и Лондона». Многие страны, да и часть людей на Западе, за кулисами аплодируют такому «безумству храбрых». Но сами бы такого делать не стали. Зато всем выгодно, чтобы Москва таскала за них каштаны из огня. В экономическом плане выявились проблемы дедолларизации. Оказывается, Россия накопила миллиарды индийских рупий на счетах и их требуется перевести в другую валюту, по словам главы МИД Сергея Лаврова. Но не в доллар же!..
ШОС, БРИКС, ряд других региональных объединений способствуют становлению многополярного мира, который предполагает наличие нескольких полюсов силы. Представляется, что в таком мире лучше заработает система сдержек и противовесов. Немало признаков, что так и получится.
Однако каким будет характер полюсов? На практике государства ШОС исповедуют всё тот же капитализм, и даже Китай при определяющей роли компартии вряд ли исключение. В условиях глобального экономического кризиса противоречия капитала, согласно теории и текущей практике, обостряются. И всё заметнее, что каждый из полюсов в борьбе за ресурсы вооружается национализмом, политическим и экономическим, подстёгивая друг друга. Политика берёт правый крен, планка для применения насилия внутри и вне страны всё ниже.
Нарастающая критика капитализма справа принесёт радикальный ультраправый строй, который Советский Союз разгромил 78 лет назад. Будет ли и в чём повтор былого? Многополярность, увы, сама по себе не гарантирует мира.