В понедельник, 28 февраля, курсы доллара и евро достигли исторических максимумов, а позже немного отыграли позиции: курс доллара опустился до 108 рублей, евро – до 122 рублей. Во вторник тренд на понижение усилился. В то же время биржевые цены на газ в Европе резко выросли – на 36 процентов. Это первая «обратка» после того, как Запад ввёл жёсткие санкции против российской финансовой системы и ряда секторов экономики. Инвесторы опасаются перебоев с поставками газа из России. Совершенно очевидно, что потери из-за бездумной политики Запада ощутимо затронут и его, отразятся на повседневной жизни граждан. России к тому же есть чем ответить.
Заместитель главы Совбеза России Дмитрий Медведев высказался о возможных вариантах ответа на арест российских активов на Западе. Он считает, что есть способы нанести Америке ущерб на триллионы долларов, и предупреждает о симметричном ответе на арест денег российских компаний и граждан за рубежом. Москва может начать действовать такими же методами в отношении иностранных компаний в РФ. Медведев также считает, что «санкции могут стать прекрасным поводом для окончательного пересмотра всех отношений с теми государствами, которые их ввели».
«ВКонтакте» Медведев пишет: «Ещё пугают арестом денег российских граждан и российских компаний за рубежом. Просто всех, без всяких санкций. Сплошняком. Типа назло. А вот на такое надо будет отвечать вполне симметрично. Арестом средств иностранцев и иностранных компаний в России по страновому принципу. А может, и национализацией имущества тех лиц, которые имеют регистрацию в недружественных юрисдикциях».
Под «недружественными юрисдикциями» замглавы Совбеза РФ подразумевает США, страны Евросоюза и «ряд подпевающих государств англосаксонского мира».
Глава конституционного комитета Совета Федерации РФ Андрей Клишас назвал возможный арест российских счетов иностранцев правомерным и обоснованным: «На нарушение прав российских граждан нужно дать жёсткий ответ. Все юридические основания для этого есть».
В 2014-м в верхней палате парламента по инициативе Клишаса уже говорили о планах разработать законопроект, который бы предусматривал конфискацию имущества, активов и счетов европейских и американских компаний, включая частные, в случае применения санкций к РФ. Эти меры предлагалось прописать в отдельном федеральном законе и наделить правом конфискации президента и правительство. Но дальше предложений тогда не пошли. Сейчас всё изменилось. И надо, в том числе на законодательном уровне, отвечать на санкции против России, которые введены и вводятся.
Известный аналитик, депутат Госдумы РФ, профессор Финансового университета при правительстве Олег Матвейчев отмечает, что количество российской собственности за рубежом (здания посольств, земельные участки и т.п.) эквивалентно иностранным активам в РФ, в числе которых заводы, инвестиции в буровые скважины и торговые сети вроде «Икеи» или «Ашана». Так почему бы, полагает специалист, в случае начала арестов российской собственности и счетов за рубежом не начать отвечать по принципу «баш на баш»?
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев предположил, что в «лайтовой» версии ответа на аресты счетов Россия могла бы заморозить выплаты по внешним долгам, включая корпоративные, и дивиденды по акциям. Он также полагает, что более жёсткие меры будут проявлением ленинской политики, которая приведёт «к полному отделению России от западного мира».
Политолог Марат Баширов уточняет: в первую очередь Россия должна конфисковать энергоактивы, а также совместные производства. Говорит: «Нам грозят, что могут забрать самолёты, которые у нас в лизинге. Но мы просто оставим их у себя. Это не такие большие суммы, но это всё-таки миллиарды долларов. Мы оставим их у себя не из мести, а для компенсации».
Свою позицию обнародовал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений* (ИГСО) Василий Колташов. Он считает, что конфисковать нужно не активы иностранцев, а технологии. Например, Россия могла бы перестать признавать право США на патенты.
«Сейчас мы можем освободить американскую интеллектуальную собственность, приняв закон о дружественных и недружественных государствах. Если страна окажется в списке недружественных, то мы можем начать копировать её технологии в фармацевтике, промышленности, производстве, электронике, медицине. Это может быть что угодно – от деталей до химических составов», – считает Колташов, полагая, что подобные правовые механизмы легко реализовать благодаря принятым поправкам к Конституции РФ, где теперь зафиксировано доминирование внутреннего права над внешним.
Навязанное нам жёсткое противостояние в сфере экономики только начинается. И вряд ли Россия окажется в роли мальчика для битья.
Подготовил
Владимир Сухомлинов
* Некоммерческая организация, включённая в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.