Повествование ведётся с далёкого 1964 года, когда автор этой книги, будучи пока простым зрителем, впервые пришёл в кинофестивальный зал. Надо заметить, что ажиотаж и конкуренция придают подобным мероприятиям непередаваемый вкус не просто зрелища, но большого события культурной жизни города или страны, в которой фестиваль проводится, а потому все – участники, звёзды, зрители, члены жюри, организаторы, критики, журналисты – чувствуют особую нервозность и важность происходящего. Сразу к такому не привыкнешь – нужны годы присутствия в этом мире и способность в один прекрасный день стать его частью. В силу своей любви к кино автор книги и устремился в касту избранных и стал синхронным переводчиком конкурсных французских фильмов.
Книга написана в повествовательной форме, легко и динамично рассказывает о многих событиях, явлениях, людях, с которыми Кирилл Разлогов в своей жизни встречался и работал. По сути, это мемуары, но наполнение эксклюзивной информацией делает издание не только «замочной скважиной» в мир, всегда притягательный, внутри и «около кино», но и свидетельством жизни весьма длительного периода времени – советского, перестроечного, постперестроечного, нынешнего. Разумеется, не обошлось без интереснейшей профессиональной точки зрения автора на многочисленные фильмы, тот или иной жанр, национальную кинематографию разных стран, а его впечатления от встреч с известными отечественными и зарубежными режиссёрами и актёрами, сценаристами и продюсерами сообщают читателю этой книги, если так можно выразиться, эффект присутствия.
Решиться объять этот необъятный живой организм – мировое кинофестивальное движение не каждый рискнёт. Если в первой главе даётся обзор фестивальной жизни, то вторая посвящена летописи фестивалей – Каннского, Московского, России и СНГ, европейских, евразийских, восточных, американским, африканских, австралийских. Среди иллюстраций – афиши фильмов, фотопортреты кинодеятелей (официальные и шутливые), кадры из фильмов, – и отсылают они нас в самые разные годы. Чтобы «уравнять» их с позиций времени, поместить в единый контекст общего потока истории кино, все они даны в чёрно-белом варианте. Это уже хроника, уже воспоминание, уже прошлое… В книге обширно охватывается не только география фестивального движения, но и временной диапазон его – действие разворачивается и по горизонтали, и по вертикали, в ширине и долготе. Есть в этом труде фундаментальность, критичность, объективность. Например, сложное, неоднозначное взаимодействие отечественного кинопроцесса с зарубежным – как на уровне отдельных кинематографистов и картин, так и на уровне национальных кинематографий, международных фестивалей и зрительского интереса.
Кирилл Разлогов – безусловно, ведущий специалист в современной кинокритике, и его авторитет непреложен, а мнение его всегда ценно. А потому книги, на написание которых у него, к счастью и удивлению, хватает времени, преподносят читателю потрясающий подарок просвещения, с щедростью гуманиста даруемый автором…