– Александр Михайлович, как проходит подготовка к юбилею?
– Как обычно, предполагается достаточно обширная программа, организованная как самим музеем, так и дружественными структурами. Если говорить о Москве, то в последние выходные мая пройдёт традиционная Шолоховская весна, ей предшествует большое количество различных творческих конкурсов как для детей, так и для взрослых. В первых числах июня – большая научно-литературная конференция в Институте мировой литературы. Торжественное завершение будет возле памятника Михаилу Александровичу на Волжском бульваре в Юго-Восточном округе, это уже тоже традиционная составляющая дня рождения писателя.
В Ростовской области праздник проходит самым широким образом – несколько музеев представляют выставки, посвящённые писателю и его роли в культурной и общественной жизни.
Например, откроют памятную доску в Старочеркасске, там по инициативе Михаила Шолохова создан Музей донского казачества.
В областном музее развернётся большая выставка. И если говорить о таких проектах, то две большие экспозиции организовываем собственно мы, музей Шолохова. Одна выставка Государственного Эрмитажа, она называется «По следам казачьей старины» и будет проходить в Ростове, во вновь открываемом музейном центре – филиале музея-заповедника в Вёшенской.
И вторая – это выставка Государственного Исторического музея («Екатерина II. Путь к трону»). Она пройдёт 22–24 мая и в станице Вёшенской, и на всей территории государственного музея-заповедника, откроется она маленькой Шолоховской весной – в этот день будут выступать детские коллективы. Позже состоится торжественный вечер в Вёшенской.
А 23-го праздник начнётся, как обычно, в девять утра, с побудки, когда конные казаки проедут по станице и объявят начало торжества, после чего весь день будут проходить выступления гостевых коллективов, показ своего искусства фольклорными ансамблями, ремесленниками и представителями различных промыслов как Дона, так и России.
Завершится всё это на знаменитой плавучей сцене на Дону итоговым концертом с фейерверком, который по праву считается красивейшим в России: огни отражаются в воде, а вниз по Дону плывут плотики со свечами, в этом году их будет 110.
Ещё в планах большое количество творческих проектов, которые будут проходить не именно в эти дни, но всё равно так или иначе к ним приурочены.
– Замечательно, а скажите, сейчас в школах по-прежнему изучают Шолохова?
– Вы знаете, честно говоря, и не успеваю следить за изменениями в нашей системе образования, но точно знаю, что изучают его в меньшем объёме. Я сожалею, что иногда, изучая «Тихий Дон», вместо чтения романа на уроках обсуждали авторство и тому подобное. Это, конечно, не самая мажорная нота в великолепном праздничном аккорде, но и такое было. Мне, например, кажется неправильным и то, что в советское время в школе проходили «Поднятую целину», говоря о том, какой это гимн коллективизации, а сейчас на том же основании отказываются её изучать. Хотя, на мой взгляд, для объективного понимания того, что происходило на наших кубанских хуторах и в станицах во время коллективизации, наоборот, было бы полезней прочитать произведение без какого-либо идеологического налёта. Чистый текст, так сказать.
Тем не менее знаю: школьники с большим чувством читают (мне не нравится слово «изучают») «Судьбу человека». Подобные великие творения нашей литературы каждый читатель должен пропустить через себя, чтобы стать достойным человеком.
– Скажите, а в мировом литературоведении отношение к Шолохову и его творческому наследию изменилось?
– Я могу ответить так: к счастью, в мировом литературоведении никаких изменений нет. Как признавали Шолохова в числе величайших писателей XX века, так и признают.
Мне этот вопрос напомнил одну из передач нашего однофамильца Сергея Шолохова, когда он был ведущим «Пятого колеса» в Питере. Он целую программу сделал, пытаясь доказать, что Нобелевский комитет допустил ошибку, дав премию Михаилу Александровичу. Как обычно, у него в сюжете про всё, кроме главной темы. В основном была показана поездка по Швеции: всё-таки он своего добился и получил аудиенцию у кого-то из нобелевского секретариата. Это такой чопорный, академического вида человек, которому ведущий пытался несколько раз с разных сторон задать этот вопрос, а тот не понимал, что от него этот странный интервьюер хочет. В конце концов журналист решил взять быка за рога и сказал напрямую: «Вы знаете, у нас всё-таки говорят, что присуждение Нобелевской премии Шолохову было ошибкой». На что секретарь так задумчиво пожевал губами и сказал: «Ну так это же у вас говорят».
– А лично у вас какое любимое произведение Шолохова? «Тихий Дон»?
– Нет, не «Тихий Дон», хотя я периодически и по долгу службы, и по велению души беру эту книгу, иногда там нужно бывает найти какую-нибудь цитату, но почти всегда, говоря молодёжным языком, залипаешь и ловишь себя на том, что читаешь уже второй час.
Я очень люблю «Донские рассказы», а «Судьба человека», пожалуй, для меня квинтэссенция шолоховского творчества. Недаром Хемингуэй сказал, что это лучший рассказ XX века. В коротком жанре немногие смогли достичь совершенства.
Вопросы задавал Константин УТКИН